Система «человек-машина-среда»

Анализ случившихся аварий и катастроф показывает, что в основе почти всех крупных катастроф лежит совпадение ряда очень маловероятных событий и ошибочные действия человека в этой ситуации, В сложной ситуации человеческие действия, как правило, носят непредсказуемый, нестатистический характер, так что по прошлой ошибке можно ничего не сказать о будущей. Следовательно, необходимо разрабатывать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиваться до масштаба крупной.

Совокупность специальных мер, предотвращающих воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов, и представляет собой технику безопасности (свод простых и эффективных эмпирических правил). Техника безопасности возникла, когда на смену примитивным станкам пришли мощные агрегаты, небрежное обращение с которыми стало грозить работающему серьезной травмой.

Так же необходима теория безопасности, которая должна прийти на смену техники безопасности.

Другой близкой предшественницей теории безопасности является теория надежности. Однако, если теория надежности предсказывает, как долго проработают интересующие нас узел или машина, то теория безопасности должна обосновать, что лучше предпринять в случае их отказа. Теория безопасности, по сути, становится теорией рисков.

Есть существенное отличие теории рисков от предшествующих ей техники безопасности и теории надежности. Оно заключается в том, что техника безопасности ставила своей целью не допускать никаких аварий, исходя из предположений, что любая новая установка должна быть абсолютно безопасной. Это приводит к тому, что никто не изучает, каким образом может произойти авария. А поскольку ничего нельзя сделать абсолютно надежным, то когда авария все-таки происходит, люди оказываются просто не готовыми к ней. Напротив, работники, имеющие отношение к установкам, должны знать вероятность аварии и способы ее снижения до крайне малой величины, чтобы можно было работать с такой установкой.

Затраты на снижение риска аварий распределялись в нашей стране, в основном, в двух направлениях: на мероприятия по снижению вероятности аварии и мероприятия по уменьшению ее масштабов, если она происходит. К первым относятся затраты на технические системы безопасности, подготовку персонала к безопасному труду и др.; ко вторым — затраты на совершенствование управления в чрезвычайных ситуациях. В системе распределения средств на снижение рисков аварий предпочтение отдавалось первому направлению мероприятий, хотя анализ эффективности капиталовложений показывает обратное, а именно: во многих случаях можно в существенно большей степени снизить риск для работающих и населения, если больше внимания уделять действиям в аварийных ситуациях, чем техническим системам ее предотвращения.

Установление уровней приемлемого риска не только является одним из принципиально важных аспектов дальнейшего анализа риска, но может иметь большое социально-политическое значение. В настоящее время существует несколько подходов к оценке приемлемого (допустимого) риска.

1. Допустимый риск должен регламентироваться специальным государственным органом, который занимается оптимизацией суммарных рисков в стране, Для реализации такого подхода требуется создание обширной информационной и статистической базы. Этот подход является наиболее строгим и научно обоснованным.

2. Допустимый риск в профессиональной деятельности может приравниваться к другим распространенным видам риска, например, риску гибели в автокатастрофах. В этом случае допустимый риск называется сбалансированным риском.

3. Допустимый риск устанавливается с чисто экономических позиций. В качестве допустимого принимается такой низкий уровень риска, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

В настоящее время по международной договоренности принято считать, что технический риск (действие техногенных опасностей) должен находиться в пределах от 10 – 7 – 10 – 6 (смертельных случаев чел – 1 • год – 1), а величина 10 – 6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска.

В случаях производственных аварий для спасения людей, пострадавших от чрезвычайной ситуации, человеку сознательно приходится идти на повышенный риск. Этот риск называется мотивированным (обоснованным), так как он определяется необходимостью оказания помощи пострадавшим людям и желанием спасти от разрушения дорогостоящее оборудование, здания и сооружения.

В случаях же, когда работники на производстве не желают руководствоваться действующими требованиями безопасности технологических процессов, формируется немотивированный (необоснованный) риск, как правило, приводящий к травмам, создающий предпосылки для аварий на производстве.

Учитывая изложенное, можно сформулировать концепцию теории безопасности в системе «человек — машина — среда»:

на современном этапе теория безопасности становится теорией рисков, т. е. состояние безопасности рассматривается не как «абсолютная безопасность», а как состояние деятельности, при которой установлен уровень приемлемого (допустимого) риска.

Данная теория безопасности должна обладать аппаратом для анализа рисков (определение плотности, вероятности и частоты возникновения нежелательного исхода), методами управления рисками и анализа последующих действий или процедур по снижению нежелательных последствий, давать оценку ущерба при реализации того или иного сценария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: