Массовая коммуникация, СМИ

Журналистика – это прежде всего род профессиональной деятельности и ее продукты – сообщения, предназначенные к открытому доступу для широкой аудитории.

Социология массовой коммуникации – это «детище», во-первых, развившейся ко времени ее появления общей социологии, а также более молодых научных дисциплин, в частности теории управления (кибернетики).

Имея непосредственное отношение к журналистике, является и частью коммуникативистских наук. В теории коммуникации сосуществуют разные подходы.

Один из западных исследователей выделяет семь дисциплинарных подходов к теории коммуникации: риторический (искусство дискурса); семиотический (система знаков); феноменологический (способы организации общения); кибернетический (обработка и передача информации); социопсихологический (воздействие на людей); социокультурный (поддержание порядка, взаимодействия людей); критический (осмысление дискурса).

Массовая коммуникация – особый вид социальной коммуникации.

Другие основные виды социальной коммуникации

интраперсональная, или внутренняя; межличностная, или интерперсональная; организационная, или корпоративная; кросскультурная;

глобальная.

Одно из ключевых понятий наук о СМИ – медиа. Это технически опосредованные каналы, по которым распространяется информация и тем самым осуществляется коммуникация.

В западной традиции к кругу медиа относят не только печать, телевидение, радио, Интернет, мобильные средства, но и книги, фильмы, поп-музыку, видеопродукцию, информационные агентства, рекламу. В отечественном обществоведении единого употребления понятия не сложилось.

В нынешнем российском научном словоупотреблении

СМИ – особый вид массовой коммуникации, причем институционализированной, то есть находящейся в условиях правового и

этического регулирования, имеющей организационную инфраструктуру.

СМИ отличают от других каналов массовой коммуникации (масс-медиа) ряд признаков:

• периодичность и регулярность распространения информации;

• институционализированность (организованность – наличие специальной инфраструктуры и регулятивных механизмов и норм);

• применение технических средств и технологий для распространения информации (печать, теле- и радиовещание, опосредованные компьютером медиа) и сохранения ее (бумажные, цифровые, интернет-архивы);

• специализированный (профессиональный), коллективный (корпоративный) характер деятельности по производству и распространению информации;

• устойчивость и открытость координат для постоянной связи с аудиторией (адрес, возможность абонирования – подписки и т. п.);

• тематическая универсальность контента и многообразие его форм/форматов/жанров;

• нацеленность на отражение текущей жизни социума;

• исторически все более расширяющаяся возможность приема информации со стороны массовой – то есть относительно большой количественно и разнообразной (гетерогенной) по социально-демографическому и географическому составу – аудитории;

• в силу перечисленного – способность вызывать разнообразные социальные эффекты, а значит, при накоплении эффектов выполнять ряд социальных функций.

Аспекты понятия «масса»

-Количественный аспект– это относительно большая совокупность людей.

-Качественный- масса образуется по специфическим статистическим законам: у нее вероятностные границы (каждый номер издания или выпуск передачи привлечет неизвестное число людей, примерно предсказать которое

возможно лишь по ранее проведенным замерам); состав их можно предсказать лишь на таком же основании. Эти люди анонимны для коммуникатора (того, кто распространяет сообщения), рассредоточены в пространстве и гетерогенны (разнообразны) по географическому, социальному, демографическому составу.

два уровня исследований

-теоретический (концепции относительно функционирования СМИ в обществе и определяющих его закономерностях и факторах)

-эмпирический (многообразные измерения реального положения дел в этой сфере, характеристик участников процесса обращения информации и контента), направления: исследования журналистов, контента, каналов распространения информации, аудитории и социальных эффектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: