Предприятие в рыночной экономике

Многообразие возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. Это может быть желание выжить при неблагоприятной экономической конъюнктуре, миними-зация убытков, завоевание нового сегмента рынка или максимизация прибыли и т. д. В самом общем виде модели деятельности фирмы можно представить в виде таблицы 15.

Принятие широких долгосрочных мер по реализации цели составляет содержание стратегии (деловой политики) фирмы. Формирование стратегии обуславливается анали-зом внешних и внутренних факторов деятельности фирмы (рисунок 29).

Планирование коммерческой деятельности фирмы входит в системы организации уп-равления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в

различных технологиях, фирма выпускает готовые товары и предлагает их на рынке.

Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возмож-ным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией.

Q = F (L, K),

где Q – выход продукции, L, K – различное сочетание факторов производства

Модификацией производственной функции является изокванта.

Изокванта – кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции (рисунок 30).

График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант.

- 48 -

Таблица 15. Цели деятельности фирмы.

Рисунок 29. Выбор стратегии фирмы

- 49 -

Рисунок 30. Изокванта.

Q1,2,3 – изокванты

К – затраченный капитал

L – затраченный труд

С ростом использования какого-либо производственного фактора при прочих равных

условиях рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. В этом заключается закон убывающей предельной произво-дительности. Поэтому при определении размеров предприятия следует учитывать тот факт, что расширение производства целесообразно до тех пор, пока предельный продукт больше или равен среднему продукту.

Издержки производства – затраты на приобретение факторов производства. Структу-ра издержек производства отражена на рисунке 31.

Рисунок 31. Структура издержек производства

Различие между явными и неявными издержками позволяет определить понятие при-были в экономической теории (см. рисунок 32).

- 50 -

Рисунок 32. Понятие прибыли

Издержки производства можно классифицировать не только в зависимости от того, ка-кие ресурсы используются, будь то ресурсы фирмы или внешних владельцев. Возможна классификация в зависимости от влияния на них увеличения масштабов производства (та-блица 14).

Таблица 14. Определение постоянных, переменных, общих, средних и предельных

издержек производства.

Совокупный доход (total revenue) – это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции:

TR= P х Q

Предельный доход (marginal revenue) – приращение к общей выручке фирмы, вызван-ное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара:

В каких бы условиях ни действовала фирма, она должна стремиться к максимизации прибыли или минимизации убытков. При решении этих проблем фирме следует руковод-ствоваться следующими правилами:

1. Фирма должна прекратить производство, если TR от продажи любого объема ее про-дукции не превосходит VC производства данного количества товаров и услуг. Иными сло-вами, чтобы P< AVC.

2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC.

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции, а P=MR, поэтому максимизация общей прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, когда P = MC. При этом, если P>MC, то производство можно расширить. Если P<MC, то производство нужно сокращать (рисунок 33).

Рисунок 33. Влияния на цену на рынке совершенной конкуренции

На рынке несовершенной конкуренции, чтобы получить максимальную прибыль объе-мы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока MR>MC, если MR<MC, производство следует сокращать, если MR=MC, фирма получает максималь-ную прибыль.

Важную часть издержек производства фирмы составляет плата за факторы производ-ства или ресурсы. Цена на ресурсы в рыночной экономике формируется через взаимодей-ствие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции. Однако рынки ресур-сов имеют свои особенности. Так, спрос на ресурсы является вторичным или порожден-ным, т. к. интересует предпринимателя ни сам по себе, а лишь как средство получения прибыли. Предложение же ресурсов является неэластичным по цене, т. к. не может быть увеличено в краткосрочный период. Важное значение имеет и тот факт, что на рынке ре-сурсов предприятие выступает как покупатель. Производителями являются собственники ресурсов, поэтому цена ресурса будет являться доходом его владельца: цена природных ресурсов – рента, цена труда – заработная плата, цена производственного капитала, или инвестиционных ресурсов, – процент. Фирма стремится выбрать такое сочетание исполь-зуемых ресурсов, которое обеспечит ей минимальные издержки. Это возможно, если пре-дельная доходность каждого ресурса (marginal revenue product)пропорциональна его

цене:

- 52 -

Ценообразование на рынке ресурсов зависит от множества факторов, основные из кото-рых отражены на рисунке 34.

Рисунок 34. Факторы ценообразования на рынке ресурсов.

Кардинальное решение проблемы снижения издержек возможно только в условиях стабильного экономического роста, активной инвестиционной и инновационной деятель-ности, структурных преобразованиях. В этих процессах не все зависит от предприятия. Огромная роль здесь отводится государству.

- 53 -




double arrow
Сейчас читают про: