Многообразие возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. Это может быть желание выжить при неблагоприятной экономической конъюнктуре, миними-зация убытков, завоевание нового сегмента рынка или максимизация прибыли и т. д. В самом общем виде модели деятельности фирмы можно представить в виде таблицы 15.
Принятие широких долгосрочных мер по реализации цели составляет содержание стратегии (деловой политики) фирмы. Формирование стратегии обуславливается анали-зом внешних и внутренних факторов деятельности фирмы (рисунок 29).
Планирование коммерческой деятельности фирмы входит в системы организации уп-равления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в
различных технологиях, фирма выпускает готовые товары и предлагает их на рынке.
Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возмож-ным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией.
Q = F (L, K),
где Q – выход продукции, L, K – различное сочетание факторов производства
Модификацией производственной функции является изокванта.
Изокванта – кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции (рисунок 30).
График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант.
- 48 -
Таблица 15. Цели деятельности фирмы.

Рисунок 29. Выбор стратегии фирмы

- 49 -
Рисунок 30. Изокванта.

Q1,2,3 – изокванты
К – затраченный капитал
L – затраченный труд
С ростом использования какого-либо производственного фактора при прочих равных
условиях рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. В этом заключается закон убывающей предельной произво-дительности. Поэтому при определении размеров предприятия следует учитывать тот факт, что расширение производства целесообразно до тех пор, пока предельный продукт больше или равен среднему продукту.
Издержки производства – затраты на приобретение факторов производства. Структу-ра издержек производства отражена на рисунке 31.
Рисунок 31. Структура издержек производства

Различие между явными и неявными издержками позволяет определить понятие при-были в экономической теории (см. рисунок 32).
- 50 -
Рисунок 32. Понятие прибыли

Издержки производства можно классифицировать не только в зависимости от того, ка-кие ресурсы используются, будь то ресурсы фирмы или внешних владельцев. Возможна классификация в зависимости от влияния на них увеличения масштабов производства (та-блица 14).
Таблица 14. Определение постоянных, переменных, общих, средних и предельных
издержек производства.

Совокупный доход (total revenue) – это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции:
TR= P х Q
Предельный доход (marginal revenue) – приращение к общей выручке фирмы, вызван-ное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара:

В каких бы условиях ни действовала фирма, она должна стремиться к максимизации прибыли или минимизации убытков. При решении этих проблем фирме следует руковод-ствоваться следующими правилами:
1. Фирма должна прекратить производство, если TR от продажи любого объема ее про-дукции не превосходит VC производства данного количества товаров и услуг. Иными сло-вами, чтобы P< AVC.
2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC.
На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции, а P=MR, поэтому максимизация общей прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, когда P = MC. При этом, если P>MC, то производство можно расширить. Если P<MC, то производство нужно сокращать (рисунок 33).
Рисунок 33. Влияния на цену на рынке совершенной конкуренции

На рынке несовершенной конкуренции, чтобы получить максимальную прибыль объе-мы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока MR>MC, если MR<MC, производство следует сокращать, если MR=MC, фирма получает максималь-ную прибыль.
Важную часть издержек производства фирмы составляет плата за факторы производ-ства или ресурсы. Цена на ресурсы в рыночной экономике формируется через взаимодей-ствие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции. Однако рынки ресур-сов имеют свои особенности. Так, спрос на ресурсы является вторичным или порожден-ным, т. к. интересует предпринимателя ни сам по себе, а лишь как средство получения прибыли. Предложение же ресурсов является неэластичным по цене, т. к. не может быть увеличено в краткосрочный период. Важное значение имеет и тот факт, что на рынке ре-сурсов предприятие выступает как покупатель. Производителями являются собственники ресурсов, поэтому цена ресурса будет являться доходом его владельца: цена природных ресурсов – рента, цена труда – заработная плата, цена производственного капитала, или инвестиционных ресурсов, – процент. Фирма стремится выбрать такое сочетание исполь-зуемых ресурсов, которое обеспечит ей минимальные издержки. Это возможно, если пре-дельная доходность каждого ресурса (marginal revenue product)пропорциональна его
цене:
- 52 -

Ценообразование на рынке ресурсов зависит от множества факторов, основные из кото-рых отражены на рисунке 34.
Рисунок 34. Факторы ценообразования на рынке ресурсов.

Кардинальное решение проблемы снижения издержек возможно только в условиях стабильного экономического роста, активной инвестиционной и инновационной деятель-ности, структурных преобразованиях. В этих процессах не все зависит от предприятия. Огромная роль здесь отводится государству.
- 53 -






