Место и роль конкуренции в рыночной системе

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного со-

перничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

- выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

- сводит конкретный труд к общественно необходимому;

- содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от

производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производст-ва, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствую-щих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям полу-чать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок,

обеспечивающих превосходство над соперниками;

приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (ко-

пирование) и упреждающее действия соперников;

обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение до-

стигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке раз-личают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую при-нято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

- 38 -

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотрасле-вую и межотраслевую конкуренцию.

Таблица 10. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерс-кая) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных из-держек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнитель-ной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на про-дукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дис-криминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция – это борьба между субъектами рынка на основе техническо-го превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

- 39 -

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупа-телей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над опре-

деленной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

- монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя);

- олигополия – власть нескольких крупных фирм (олигопсония – власть нескольких

крупных покупателей);

- монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влия-

нию продавцами.

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таб-лице 11.

Таблица 11. Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

Монополии – крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопо-льных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм – это исключительное по-

- 40 -

ложение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности ест-ественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное

предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конку-рентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области ес-тественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.

- 41 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: