Старинные усадьбы Ленинградской области

Гостилицы. Ломоносовский район д. Гостилицы

Писцовые книги упоминают Гостилицы в XVI - XVII веках. Это древнее поселение входило в состав Дятлицкого погоста Водской пятины Новгородской земли. В 1721 году Петр I подарил Гостилицы "строителю каналов" Б.Х. Миниху. На полученных землях их владелец начал создавать пышную усадьбу. Усадебный дом и служебные постройки в "голландском вкусе" располагались на пологом холме у пруда, образованного плотиной. Вокруг был разбит парк с павильонами и беседками.

В 1742 году Миних был сослан Елизаветой Петровной в Пелым, а Гостилицы в 1743 году подарены её фавориту А.Г. Разумовскому. До наших дней с того времени сохранился Грот над родником, питающим гостилицкие пруды, и Троицкая церковь. Каменный дворец, возведенный вместо деревянного, был в 1845 году перестроен "в новом вкусе".

Гостилицы принадлежали Разумовским до 1824 года. При следующем владельце А.М. Потемкине, большие работы проводились в парке.

Несмотря на многочисленные утраты в Гостилицах до сих пор прослеживается планировка и поэтапность развития усадьбы. Дворец стоит в руинах, но церковь Святой Троицы возвращена верующим и отреставрирована.

Извара. В 10-12 км юго-восточнее Волосова раскинулась усадьба с парковыми сооружениями, большим количеством хозяйственных построек и оригинальными по внешнему виду усадебными домами. Это бывшее имение семьи Рерихов - Извара.

Имя Николая Константиновича Рериха, крупного художника, ученого-археолога, философа, писателя, путешественника, широко известно во всем мире. Здесь, в Изваре, в имении отца – известного петербургского нотариуса К.Ф. Рериха, будущий художник обычно проводил лето.

Извара – финское название - Большие Холмы. В окрестностях Извары, как и возле многих деревень нынешнего Волосовского района, находятся славянские курганы-захоронения XI-XVI вв. В 1870-1880 гг. здесь производил раскопки известный русский археолог Л.К. Ивановский, который останавливался в имении. Рерих слушал рассказы Ивановского о жизни древних славян, сопровождал археолога к месту раскопок, и сам уже тогда стал исследовать некоторые курганы.

Тема Древней Руси заняла огромное место в творчестве Н.К. Рериха. В 1893 году в Изваре Рерих написал два этюда "Курганы", работал над картинами "Плач Ярославны" и "Святополк окаянный". Летом 1897 года он написал здесь картину "Гонец. Восстал род на род", которая принесла молодому художнику первый успех.

Сохранился нижний каменный этаж усадебного дома, в котором жил Н.К. Рерих. Деревянный мезонин, где размещалась рабочая комната художника, и нарядная веранда сгорели. Они по проекту архитектора А.Э. Экка были воссозданы с документальной точностью.

Из хозяйственных построек сохранились амбар, конюшня, старинный скотный двор, трехэтажная башня рыбзавода (протоки, соединявшие живописные пруды парка, служили местом разведения форели).

В ансамбль усадьбы входили строения сельскохозяйственной школы – предмета особых забот К.Ф. Рериха. Из трех корпусов её сохранился один каменный.

С Изварой связаны двадцать шесть лет жизни великого человека. Сейчас здесь "Музей-усадьба Н.К. Рериха". Сюда приезжают многочисленные поклонники его творчества и учения.

Елизаветино. Гатчинский район п. Елизаветино. Екатерина II в 1762 году через подставное лицо приобрела это поместье в подарок своему камердинеру Василию Григорьевичу Шкурину. Она щедро вознаградила его за оказанную услугу: он взял сразу же после рождения ее сына (Алексея Григорьевича Бобринского) от Г.Г. Орлова и воспитывал в малолетстве со своими детьми.

В то время это была небольшая усадьба у села Дылицы с деревянными господскими строениями и регулярным садом на двух террасах, созданная полковником Григорием Ивановичем Волконским, в 1712 году получившим от Петра I эти земли. Шкурин сразу же приступил к строительству каменной церкви. Её возвели по проекту известного архитектора С.И. Чевакинского, автора изысканного Никольского собора в Петербурге, освятили в 1766 году во имя Владимирской иконы Божией матери.

Одновременно строились господский дом, службы и хозяйственный двор. Регулярный сад был сохранен, на лугу выкопали большой прямоугольный пруд. Потомки Шкурина ничего в усадьбе не меняли.

Преобразования начались через сто лет, когда имение приобрела в 1852 году княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, урожд. Княжна Белосельская-Белозерская. Архитектор Г.А. Боссе выстроил на месте старого новый каменный одноэтажный с бельведером дом, в котором так тонко имитировал «елизаветинский» стиль, что дом долго считали постройкой ХVIII века.

К середине XIX века деревья разрослись, и регулярный сад приобрел пейзажность, вокруг него на лугу насадили ландшафтный парк со свободными группами дубов, вязов, берез, сосен, елей, пересеченный всего несколькими аллеями, прямоугольному пруду придали свободные очертания, насыпали два островка. Пейзажный парк слился с регулярным, и вместе с домом и церковью составил дворцово-парковый ансамбль, получивший новое название – Елизаветино. Церковь стала усыпальницей князей Трубецких.

В наши дни от заброшенных усадебного дома и церкви долго оставались остовы стен, теперь рухнули и они, но парк великолепен, он кажется природным, хотя еще ощущается рукотворность его создания.

Марьино. Тосненский район. Марьино - детище Софьи Владимировны Строгановой, урожд. Княжны Голициной. В 1793 году она вышла замуж за графа Павла Александровича Строганова и в 1801 году взяла на себя управление Тосненским имением. Его составляли несколько деревень в Новгородском уезде, приобретенные в 1726 году вдовой "именитого человека" Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной. Софья Владимировна оказалась весьма энергичной хозяйкой, почти в три раза увеличила поместье и в честь основательницы рода Строгановых дала ему название Марьино. За шесть лет, с 1813 по 1819 год, усадьба была преобразована в дворцово-парковый ансамбль.

Посередине участка раскинулся полукругом раскрытый в сторону ручья дом-дворец. Его строили по проекту А.Н. Воронихина. От дома по сторонам отходили полуциркульные двойные, разомкнутые посередине на ширину дома колоннады. Сквозная колоннада придавала постройке легкость и воздушность, из круглого парадного двора через просветы открывались далекие виды. В 1817 году существенные изменения в проект внес архитектор И. Колодин. Колоннаду он заменил расширенной закрытой галереей, торцы оформил павильонами, устроил мансардный этаж.

Пластичность фасада усиливали портики, отмечающие входы в главное здание, флигеля и павильоны, с высокими лестницами всходов и лежащими на устоях фигурами львов. Интерьеры отделывались по проектам Ортолани, Ф. Торричелли, Дж.-Б. Скотти и И. Колодина.

Совершенно изменилась вся территория вокруг дома. На другом конце усадьбы, на берегу реки Пальи, построили комплекс «Зеленая мыза» с деревянными служебными и хозяйственными заведениями.

Вся территория от ручья до реки была преобразована в английский парк с дорожками, куртинами и группами деревьев и кустарников, беседками, гротами, скамейками. От старых построек сохранили лишь каменную церковь св. Троицы.

Созданием английского парка руководил А. Менелас. «Зеленую мызу», павильон-руину, многочисленные и разнообразные беседки, гроты, мостики, ограды, решетки проектировал Х.Ф. Майер.

В 1817 году Софья Владимировна решила увеличить усадьбу, включив обширную территорию за Поваренным ручьем, пересеченную многочисленными притоками реки Пальи, сильно заболоченную. Работами по осушению, посадке рощ на месте погорелого леса руководил инженер А.И. Зандрок. В южной части участка создали большую хозяйственную зону с шале, молочной фермой, птичным и рижным дворами, построенными по проекту Х.Ф. Майера, А. Никитина, И. Колодина. Прекрасные дороги, многочисленные мосты, перекинутые через протоки, сделали путь из усадьбы удобным и приятным.

Реконструкцию усадьбы осуществил в 1828-1845 годах архитектор П.С. Садовников. Он проделал огромную работу по строительству и перестройке зданий разного назначения, планировке Нового парка за ручьем Поваренным, перестроил церковь св. Троицы.

Одновременно с формированием усадьбы Софья Владимировна не оставляла вниманием деревни, где были выстроены новые крестьянские дворы, проложена сеть дорог, создана для крестьянских детей практическая школа земледелия. Незадолго до кончины Софья Владимировна, не желая обременять свою наследницу – убыточным заведением, закрыла школу, приносившую благие плоды, но требовавшую денежного обеспечения.

Первый капитальный ремонт дворца был произведен князем Павлом Васильевичем Голицыным (1822 – 1871). Он также обновил парк и фруктовый сад, в придворцовой части устроил цветники и клумбы, нанял специалиста-садовника для разведения оранжерейных и тепличных растений. Мосты, дорожки, шлюзы постоянно подновляли, каналы и пруды чистили, но только в парадной части, территория за Поваренным ручьем была заброшена. Дело отца продолжил Павел Павлович Голицын (1856-1914), егермейстер, предводитель дворян Новгородской губернии.

Сейчас дворец усилиями арендатора отремонтирован, территория вокруг него благоустроена, но Троицкая церковь, ставшая усыпальницей князей Голицыных, разрушается.

Приютино. г. Всеволожск. Приютино – загородный центр притяжения выдающихся представителей российской интеллектуальной элиты первой трети ХIХ столетия. Здесь бывали А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич, А.С.Грибоедов, М.И. Глинка, П.А. Вяземский, А. Мицкевич, О.А. Кипренский, Ф.П. Толстой и многие другие. Поэтов, писателей, драматургов, художников, актеров радушно принимали Елизавета Марковна и Алексей Николаевич Оленины.

Художник, археолог, эрудит, знаток древности, покровитель талантов, Алексей Николаевич был и прекрасным администратором. Он служил на различных поприщах, начинал военным, потом состоял чиновником Ассигнационного банка, Сената, Монетного двора, но главным делом его жизни были Публичная библиотека и Академия художеств. В 1804 году «за привязанность к изящным художествам и знаниям» Оленина избрали почетным членом Академии художеств, после смерти А.С. Строганова в 1812 году назначили директором Публичной библиотеки, а через пять лет – президентом Академии художеств.

Оленины слыли хлебосольными людьми и принимали гостей как в столичном доме, так и в Приютине. Душой общества была приветливая, душевная Елизавета Марковна, урожд. Полторацкая.

Строительство усадьбы шло не одно десятилетие, но по единому хорошо продуманному плану. Компактная, рациональная планировка небольшой усадьбы (13 десятин), выбор низменного участка в междуречье, дающего возможность с помощью запруд и других устройств оживить текучие воды, придать особую романтичность видам – характерны для усадебного творчества Н.А. Львова, умевшего превращать ничем не примечательные места в живописные уголки.

Но Н.А. Львов не мог быть строителем приютинской усадьбы, так как в последние годы жизни работал вдали от Петербурга. Близкий друг А.Н. Оленина с 1791 года, он, скорее всего, принимал участие в выборе места под усадьбу, наметил ее планировку. Автором усадебного комплекса в Приютине предположительно можно назвать художника и архитектора И.А. Иванова, многолетнего помощника Львова.

К 1820 году в Приютине были два господских дома, две оранжереи, 26 служебных и хозяйственных построек, на берегу пруда павильон-ротонда, имеющий все признаки мавзолея.

После гибели в Бородинском сражении сына, Елизавета Марковна часто стала прихварывать, ей трудно было ездить в церковь на Пороховые, поэтому в 1830 году в гостевом флигиле устроили домовую церковь св. Троицы. Согласно её завещанию Приютино было продано в 1841 году.

Возрождение Приютина началось в 1969 году, когда приступили к созданию музея, открывшегося в 1990 году. Одновременно проводились реставрационные работы в парке. Приютино связано с именами выдающихся представителей русской культуры и потому достойно возрождения в первозданном виде.

Ропша. Ломоносовский район п. Ропша. Ропша – уникальная усадьба, принадлежавшая императорской семье. Она славилась не архитектурным ансамблем, а редчайшим искусственным «гидропарком», созданных на основе бьющих из земли кипящих ключей.

Узнав о целебных свойствах самого сильного из источников – Иордани, Петр I устроил на Княжен горе небольшую усадьбу для пользования минеральными водами. В 1714 году он подарил ее своему ближайшему сподвижнику Федору Юрьевичу Ромодановскому, позже она отошла в казну. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала сюда на охоту и решила обустроить усадьбу.

Ф.-Б. Растрелли удалось придать обновленным постройкам парадность, но все же комплекс был лишен дворцовой импозантности.

Незадолго до смерти Елизавета Петровна продала Ропшу наследнику престола великому князю Петру Федоровичу. Царствовал он недолго, в 1762 году был свергнут супругой и убит в Ропше ее сподвижниками – гвардейскими офицерами. Взойдя на престол, Екатерина II пожаловала Ропшу своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Но он невзлюбил это омраченное убийством место. Его наследники продали Ропшу в 1782 году Ивану Лазаревичу Лазареву - придворному ювелиру, богатому выходцу из Армении.

Он задумал заменить регулярные сады английскими парками. Инженеру Г.И. Энгельману и садовнику Т. Грею удалось всего за 25 лет создать искусственный ландшафтный парк с разветвленной водной системой.

В 1801 году Лазарев отдал обновленную усадьбу Павлу I, и с этого времени Ропша перешла в собственность царской фамилии. Последний русский император Николай II часто приезжал в Ропшу на охоту.

Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, но потом восстановлен. Заброшенный в 1990-е годы, он гибнет, уцелевший остов здания с пустыми глазницами окон производит тяжелое впечатление, но парк привлекает своей пустынностью, красотой водных бассейнов, старых деревьев и кустарников.

Рождествено. Гатчинский район с. Рождествено. Семнадцатилетний Владимир Набоков зимой 1916 года стал владельцем "имения Рождествено". Усадьбу завещал ему дядя Василий Иванович Рукавишников. Дипломат при посольстве в Риме, он много путешествовал, но почти каждое лето приезжал в Рождествено. Писатель совершенно точно определил время строительства: "…Александровских времен усадьба, белая, симметричнокрылатая, с колоннами по фасаду и антифронтону", но повторил легенду о том, что дом выстроен на развалинах дворца Алексея Петровича.

Действительно, Петр I подарил сыну обширный, старинный Грязневский погост Водской пятины новгородчины с деревнями Заречье, Батово, Межно, Выра, Малая и Большая Грязная. Свой дворец царевич построил в зеленом бору на крутой излучине реки Оредеж. Неподалеку Алексей Петрович возвел в 1713-1716 годах храм Рождества Богородицы. С тех пор деревня Большая Грязная, расположенная на противоположном берегу Оредежа, стала называться Рождествено.

В 1780 году село получило статус уездного пригорода. 12 мая 1784 года Екатерина II утвердила проект, предусматривавший в северной части круглую площадь с отходящими от нее радиальными улицами-лучами, а за Грязенкой – административный центр с каменной церковью в середине квадратной плащади и присутственными местами по периметру.

Храм заложили 30 мая 1784 года, а освятили во имя Вознесения господня 15 декабря 1786 года. Церковь строилась по проекту Федора Ивановича Волкова.

Генеральный план Рождествена, утвержденый императрицей, не осуществился, но начало было положено. Вознесенская церковь стоит именно там, где ее наметили на генеральном плане 1784 года.

В 1797 году по приказу Павла I Рождествено снова стало селом, городские и уездные учреждения перевели в Гатчину

В 1895 году владельцем усадьбы стал Иван Васильевич Рукавишников, унаследовал ее Василий Иванович. Он обновил парк новыми посадками.

В XX веке усадьба пережила тяжелые дни. Деревянный особняк, простоявший 170 лет, дважды горел, но теперь восстанавливается; в нем, как и прежде откроется краеведческий музей с большой экспозицией, посвященной Владимиру Владимировичу Набокову. Особого внимания заслуживает Вознесенская церковь, единственная известная сегодня культовая постройка выдающегося зодчего последней четверти XVIII века Федора Ивановича Волкова.

Сиворицы. Гатчинский район с. Никольское. В Сиворицах основоположник русского классицизма И.Е. Старов заложил приемы планировки русских усадеб, ставшие традиционными. В Сиворицкой усадьбе, рассчитанной на повседневную жизнь, ощущалась тяга владельцев к естественной красоте и простоте, лишь парковые сооружения, спроектированные в разных стилях, вносили элемент декорации. Ландшафтное окружение сочеталось с архитектурой господского дома, который уютно смотрелся на фоне большого луга, спускавшегося по склону к озеру.

Усадьба строилась в 1774-1780 годах для Петра Григорьевича Демидова, потомка тульского кузнеца, пожалованного Петром I в дворяне за поставку оружия для армии во время Азовских походов. Одновременно со строительством усадьбы также по проекту И.Е. Старова вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь.

В 1900 году эти земли приобрела С.-Петербургская земская управа под больницу для душевнобольных.

Постройки и партерная часть усадьбы и сейчас заняты лечебницей им. П.П. Кащенко. Но парк до сих пор является одним из привлекательнейших мест отдыха в северо-западном округе. Разросшиеся старые деревья и широкая гладь озера удивительно гармоничны и вызывают чувство покоя и умиротворения.

Тайцы. Гатчинский район п. Тайцы. Тайцы – один из самых выдающихся архитектурно-парковых ансамблей России, который сравним с Павловском.

Мызу Большие Тайцы в 1772 году приобрел Александр Григорьевич Демидов, брат владельца Сивориц. Автором усадебных комплексов был И.Е. Старов. В отличие от Сивориц, в Тайцах была настоящая загородная резиденция сановного вельможи.

Она формировалась в два этапа. Сначала Тайцы представляли компактную и традиционно русскую усадьбу с многочисленными постройками необходимыми в быту для длительного проживания.

Нетрадиционным был только господский дом. Пластичность и величавость зданию придавали угловые, закругленные лоджии-террасы с колоннами, поддерживающими закругленный карниз. Цокольный этаж был сложен из плит желтовато-розового цвета, второй, третий этажи и бельведер – из кирпича, отштукатурены и окрашены под цвет естественного камня, что усиливало цельность здания, как бы выточенного из одного каменного блока.

Таицкий парк появился только после 1780 года, когда А.Г. Демидов обменялся участками с А.П. Ганнибалом, владельцем имения малые Тайцы. Тогда и удалось создать разветвленную водную систему, главное украшение и основу таицкого парка. Эта сложная, искусственная водная система позволила организовать несколько разных парковых зон. С восточной стороны дома разбили английский, ландшафтный парк с большой поляной. К северу распланировали регулярный участок с двенадцатью дорожками, звездообразно расходившимися от круглой ротонды – Храма Солнца. Эта композиция появилась в Тайцах даже раньше, чем двенадцать дорожек Старой Сильвии или Большой звезды в Павловске. У Березовских ключей и в южной части, за протокой, парки переходили в лесопарковую зону с немногочисленными просеками и дорожками.

У Демидовых ключей Старов построил поэтическое сооружение с полуротондой, примыкающее к продолговатому зданию оранжерей – Квеленбург – "дом у источника". Здесь устроили и главный вход в усадьбу.

Все работы по созданию дворцово-паркового ансамбля, раскинувшегося на 80 десятинах, завершились в 1786 году, к приезду в Тайцы Екатерины II.

Тайцы в 1862 году перешли в разряд государственных имений. Через 36 лет усадьбу отдали Обществу русских врачей под санаторий для легочных больных. Порядок с тех пор поддерживался только на прилегающей к постройкам территории, воду из озера спустили, на его месте образовалось несколько островков. В советское время угловые открытые лоджии были застеклены, что совершенно исказило замысел И.Е. Старова.

Сейчас уникальный памятник архитектуры XVIII в. разрушается, водная система не действует, парки зарастают. Возрожденный в полном объеме таицкий ансамбль мог бы встать в ряд всемирно известных дворцовых пригородов Петербурга.

Успенское. Волховский район с.Старая Ладога. Удаленная от столицы усадьба Успенское в первой половине ХIХ века была настоящим центром художественной жизни. Здесь в разное время гостили, а иногда и подолгу жили И.К. Айвазовский, О.А. Кипренский, А. Орловский, А.Г. Венецианов, И.А. Иванов, П.Е. Заболоцкий, Л.О. Премацци, А.В. Тыранов, Ф.А. Бронников, В.М. Максимов. Их привлекало сюда общение с хозяином Алексеем Романовичем Томиловым. В уютном "дворянском гнезде" он собрал коллекцию картин., рисунков, эстампов, русских и иностранных мастеров.

Атмосфера «дружества», так ценимая Алексеем Романовичем, царила в Успенском. Многие художники оставили в этюдах и картинах виды Старой Ладоги, ее монастырей, церквей, могучего Волхова, окрестностей.

Основание усадьбе Успенское положили братья Мельгуновы.. Её и унаследовала дочь вице-губернатора Петербурга Андрея Петровича Мельгунова Варвара Андреевна, вышедшая в 1792 году замуж за Алексея Романовича Томилова. В сражении под Полоцком Томилов был ранен, вернулся в Петербург, тогда и приступил к преобразованию усадьбы. Оставив военную службу, он серьезно увлекся изящными искусствами и коллекционированием. С 1815 года дворяне Новоладожского уезда бессменно избирали его своим предводителем. При его содействии были выстроены многие церкви и школы в селах, отстроен город Новая Ладога. Сюда и на Ладожские шлюзы Алексей Романович поставлял кирпич из основанного им на реке Волхов в 1815 году кирпичного завода.

Через год он начал строить в усадьбе двухэтажный кирпичный корпус самой простой архитектуры. К западу от дома находились теплицы, огороды и фруктовый сад, а с юга отделенный палисадом, раскинулся парк, сохранивший регулярную основу.

Последней владелицей была племянница Томиловых Александра Владимировна, урожд. Шварц. Её муж, Евгений Григорьевич Шварц, профессиональный инженер, не только бережно хранил коллекцию Томилова, но и пополнял её, а после 1917 года передал в Русский музей.

Деревянные усадебные постройки не сохранились, а в кирпичном корпусе размещается Староладожский историко-краеведческий музей.

Мельгуновы, Томиловы, Шварцы делали большие вклады в Успенский женский монастырь, где было их фамильное захоронение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: