Субъект социально-гуманитарного познания

Чтобы понять специфику соотношения объекта и субъекта познания (в любой области), полезно обратиться к этимологии этих понятий. Понятие объект восходит корнями к латинскому objectum — лежащий впереди, напротив. Этимология же понятия субъект восходит к латинскому subjectum — лежащий внизу, в основании (познания, деятельности, общения, целеполагания). Таким образом, в классическом определении объекта и субъекта (познания) уже подразумевается их противопоставление. Хотя и находясь в основании познания, в классическом представлении субъект подлежал элиминации из результатов познания. Со временем пришлось отказаться от этой идеализации в силу значительно усложнившейся структуры познания. Проведение резкой границы между субъектом и объектом познания в социально-гуманитарных науках попросту невозможно, потому что субъект не просто выделяет объект познания, но наделяет его привнесенными в него качествами, перспективными смыслами и ценностями. В социально-гуманитарном познании, как замечает Л.А. Микешина, недостаточно ограничиваться понятием «образ реальности» — субъект, конструируя этот образ, добавляет синтез «знаковых и образных элементов чувственных данных, содержательных схем мышления и культурно-исторических образцов». Привнесение субъектом познания личностной окраски в исследуемый объект объясняет, почему все виды гуманитарного познания напрямую связаны с именами их творцов, носят зримый отпечаток их личности, подобно тому, как это происходит в художественном творчестве. Впрочем, если продолжать сравнения с естественно-научным познанием, то можно видеть, что эта особенность характерна также для неклассического и постнеклассического естествознания (где даже в названиях исследуемых и конструируемых объектов прослеживаются элементы творческой игры). Включенность субъекта социально-гуманитарного познания в жизненный мир приводит к тому, что он может быть понят и представлен «не как гносеологическая абстракция, а как целостное, одновременно и познающее, и переживающее существо». Более того, подобный субъект не ограничивается созерцательной позицией, отвлеченной от использования результатов познания, а, напротив, проявляет себя в практической деятельности. В связи с этим в социально-гуманитарной сфере правомерно говорить о совпадении субъекта познания и субъекта действия. По существу, субъект познания взаимодействует здесь с субъектом преобразования или сам становится таковым. В социально-гуманитарных науках субъект представлен двояко —как познающий субъект и как часть самого объекта познания: познавательная активность субъекта познания может быть направлена на самого себя. Таким образом, в социально-гуманитарной сфере не всегда возможно различать и разделять субъект и объект познания, равно как и субъект и объект практики. Здесь уже специфика социально-гуманитарной области познания и практики совершенно очевидна. Еще одной особенностью социально-гуманитарной сферы является то, что здесь правомерно говорить о коллективном субъекте не только познания (научные школы, сообщества и т. д.), но и о коллективном субъекте социального действия. Подобные субъекты могут быть объединены общими целями, значимыми для них ценностями, территориальной, социальной и иного рода общностями. В этой связи особое значение приобретает проблема коммуникации, в том числе между обществом и учеными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: