Предмет социально-гуманитарного познания

Специфическая форма, которую принимают закономерности, изучаемые социально-гуманитарными науками, прослеживается уже с объекта и предмета познания. Сохраняя классическое определение объекта познания, мы в это понятие включаем тот фрагмент реальности, на который направлено познание. Исходя из этого, можно сказать, что объектом социально-гуманитарного познания, безусловно, является человек с его внутренним миром, мышлением и сознанием, вовлеченный в общественные связи и коллективные формы деятельности, более того, создающий их. Таким объектом могут быть самые различные коммуникационные процессы, политические и прочие институты, деятельность государства, обеспечивающие и поддерживающие ее нормативные акты, равно как продукты, нормы и идеалы культурной деятельности — технической, научной, художественной и т. д. Помимо того, что этот объект чрезвычайно сложен и структурно многообразен, он обладает еще и целым рядом специфических характеристик. Прежде всего его «человекоразмерность» — единство биологического и социального. На объект социально-гуманитарного познания накладывает отпечаток уникальность, неповторимость как отдельных людей, так и событий и явлений, порождаемых их деятельностью. Без человека эти явления попросту невозможны, в отличие от природных явлений, более того, человек может вмешиваться в «естественный» ход социальных процессов, порой нарушать их. Объект социально-гуманитарного познания континуален, растяжим

на многие поколения, различные типы культур и цивилизаций; он изменчив, ему свойственна детерминация будущим, когда прогнозируемое или планируемое состояние объекта во многом определяет особенности его сегодняшнего развития. Некоторые из перечисленных характеристик, как выявилось в неклассическом и постнеклассическом естествознании, присущи и природе (изменчивость, эволюционность, уникальность ряда природных образований), поэтому правомерно сказать, что социальное познание в наибольшей степени согласуется с нормами постнеклассической науки, более того, вносит свой вклад в их развитие. Тем не менее объект социально-гуманитарного познания гетерономен (от греч. heteros — иной, другой), а содержание социально-гуманитарного знания должно постоянно «поспевать» за изменением своего объекта. Еще существеннее то обстоятельство, что столь динамично развивающийся, многоуровневый объект со сложной структурой не может быть полноценно изучен или охвачен ни одной отдельно взятой дисциплиной. Все это делает неизбежной и необходимой теоретическую обработку объекта, выделенного практикой, его трансформацию в предмет соответствующей науки. Так, человек, будучи объектом социально-гуманитарного познания, в различных его областях по-разному оформляется в предмет исследования. Как предмет социологии человек — это структурный элемент социальной системы, в политологии он рассматривается как политическое существо, в экономических науках исследуются его функции в процессе производства и потребления, в культурологии — это творец и носитель ценностей и символических артефактов.

Конечно, трансформация объекта в предмет исследования происходит и в естественных науках, но в социально-гуманитарной области соотношение объекта и предмета познания обладает заметной

спецификой. Именно это соотношение продолжает оставаться основой для разделения естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Первые направлены на поиск объективных природных законов, вторые — на проектирование средств человеческой жизнедеятельности, третьи — включают столь многое, что не может быть изучено в отдельности ни одним из указанных блоков познания. Важно и то, что поиск закономерностей социально-культурной жизни не может быть проведен вне мотивов и ценностных установок действующих субъектов. Как замечал еще В. Виндельбанд, предметом наук о природе представляется нейтральное по отношению к субъекту сущее, а науки об обществе (и культуре) направлены на ценностно- нагруженное должное.

Именно поэтому методология социально-гуманитарных наук обладает не только общенаучным содержанием, но и спецификой, соответствующей их объекту и предмету. Здесь учитывается включенность субъекта не только в исследуемый объект (согласно принципам неклассической и постнеклассической науки), т. е. в общество, но и в практическую деятельность. Проще говоря, методология социально-гуманитарных наук охватывает не только методы познания, но и все способы деятельности субъекта познания и субъекта практики.

Таким образом, к центральной проблеме теории познания — субъекту познания и его взаимодействию с объектом познания в социально-гуманитарном познании добавляется еще проблема взаимодействия субъекта и объекта практики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: