Эскалация отклоняющегося поведения в современном российском обществе. Масштабы и тенденции распространения отклоняющегося поведения подростков и молодежи

(См. в лекции от 8.10.14г. по муниной тема «отклоняющееся поведение молодежи и подростков»)

Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эррозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

Разумеется выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.

Мотивы, условия распространения отклоняющегося поведения подростков и молодежи в современной России: социально-экономические, производственные, культурологические, семейно-педагогические, досуговые, правоохранительные детерминанты.

Мотивы, условия распространения отклоняющегося поведения подростков и молодежи в современной России.

Главными факторами распространения девиантного поведения являются:

1) чрезмерная коммерциализация,

2) культ силы и успеха любой ценой,

3) безудержная реклама,

4) доступность табачной продукции, алкогольных напитков и наркотических средств,

5) переориентация в жизненных ценностях значительной части населения,

6) развитие бизнеса развлечений,

7) распространение печатной, кино- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость,

8) непринятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения, в том числе, что особенно опасно, среди детей и подростков.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Любовь родителей друг к другу и к ребенку является гарантией психологического благополучия ребенка. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Необходимо отметить, что неправильное поведение у детей и подростков закрепляется с помощью таких механизмов, как подражание, протест, уход, отказ, реакции тревожности и неуверенности, эмансипация, группирование и др., основными среди которых являются реакции подражания и протеста. Это нормальные человеческие реакции, но главное, на что они направлены, с каким знаком они идут – положительным или отрицательным. Если ребенок или подросток подражает положительным образам, если он берет пример с достойных людей – это хорошо. А если мальчик подражает пьянице и дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной и грубой матери, если ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых людей, вполне понятно, к чему это может привести. Ребенок замечает противоречия в жизни окружающих его взрослых, он видит, что за явное неуважение взрослых к правовым нормам они не несут ответственности, следовательно, он также может поступать и сам. Наблюдая за двойной моралью взрослых, за их призывами к правильному поведению и использованию литературного языка, в то время как они явно пользуются нецензурными выражениями и жаргоном, ребенок также вырабатывает двойной стандарт по отношению к друзьям, школе, установленным правилам. Для оказания помощи создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В последние годы значительно выросло их количество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: