Положение молодежи на рынке труда Саратовской области

В 2012 году рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей: увеличился выпуск продукции и объем услуг базовых отраслей, возросли инвестиции в основной капитал, повысилась средняя заработная плата работников. Уменьшение обращений молодежи в органы службы занятости прослеживается на протяжении трех лет. Наименьшая доля безработной молодежи по г. Саратову зарегистрирована в 2012 году - 26,9 % от числа обратившейся молодежи, 31,5% - в 2011 году, что ниже показателя 2010 г. - 39,5%. В общем составе безработной молодежи за последние три года преобладает группа молодых людей в возрасте 25-29 лет, доля их составила 52,6% в 2012 г., 55,3% в 2011 г., 51,2% в 2010 г. Отсюда следует, что возраст безработной молодежи растет. [2]
Табл 1
Состав безработных молодых людей по возрасту на конец периода

Состав молодежи по возрасту на конец года, чел, % 2010 г. 2011 г. 2012 г.
15-17 3-0,2% 1-0,1% 1-0,1%
18-24 654-48,6% 508-44,6% 373-47,3%
24-29 688-51,2% 630-55,3% 415-52,6%
Итого 1345-100% 1139-100% 789-100%


Также среди молодежи была зафиксирована наименьшая средняя продолжительность безработицы 4,2 мес., в то время как по всем категориям безработных она составляет 5.3 мес. [2]
Табл.2
Продолжительность молодежной безработицы

Продолжительность безработицы, мес. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
до 1 мес. 228-17% 224-20% 127-16%
1-4 мес. 573-43% 530-47% 372-47%
4-8 мес. 306-23% 243-21% 178-23%
8-12 мес. 200-14% 117-10% 81-10%
более 12 мес. 38-3% 25-2% 31-4%
Итого 1345-100% 1139-100% 789-100%

К причинам молодежной безработицы относятся:

  • Процесс модернизации системы высшего образования, а именно перехода на двухуровневую систему образования. У работодателя возникают вопросы – не многие готовы признать бакалавра как работника, имеющего высшее образование.
  • Качества молодежи: инфантильность, отсутствие желания работать, переоценка молодыми кадрами уровня своей компетенции и профессионализма, неумение оценить степень своей «полезности» для организации и верно определить для себя тот уровень заработной платы, на который можно претендовать, фактически не имея опыта работы - делают невозможным трудоустройство в принципе. А работодатель ищет человека, который принесет ему (его отделу или даже его бизнесу) ощутимую пользу.
  • Явный переизбыток одного типа профессий и недостаток других. Все больше на рынке труда нуждаются в кадрах аграрной отрасли, промышленности, машиностроения, строительства, торговли и др.
  • Мигранты на рынке труда: труд мигрантов обходится значительно дешевле, но работать им приходится значительно больше, что конечно более выгодно для работодателя, который стремится к минимизации издержек.
  • Полный отказ от широко практиковавшегося в советский период оргнабора, ставший причиной того, что выпускники учебных заведений профессионального образования столкнулись с необходимостью самостоятельного поиска рабочего места, к чему подавляющее большинство не было готово. [3, 5]

Сталкиваясь со всеми этими трудностями, у молодых людей снижается желание искать работу, теряются профессиональные навыки, появляется ощущение невостребованности в жизни. Среди эмоциональных последствий безработицы – депрессии и самоубийства. Все это ведет не только к низкой эффективности труда молодых специалистов, но и негативным образом сказывается на структуре экономики, на развитии общества в целом. [1]
В сложившейся ситуации от государства и общества требуется создание федеральных и региональных программ, которые не только предоставляют молодежи те или иные гарантии занятости, но и оказывают помощь в адаптации к специфике современной экономической ситуации. В соответствии с приоритетами Стратегии государственной молодежной политики, разработанной на период до 2016 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.06 N 1760-р), служба занятости решает задачи адаптации молодежи к условиям современного рынка труда. В целях обеспечения мер по содействию занятости молодежи реализуется областная целевая программа «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012 – 2014 г., которая способствует повышению эффективности использования рабочей силы. В 2012 году в Саратовской области центрами занятости населения организовано и проведено 372 ярмарки вакансий, в которых приняли участие представители 2 882 предприятий и 242 учебных заведений, 30 776 соискателей вакансий. Представлено 28 400 вакансий. В 2012 году проведено 90 ярмарок для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе 68 ярмарок – для молодежи и выпускников учебных заведений (приняло участие 5 600 чел.) и 45 ярмарок – для несовершеннолетних граждан (2 600 чел.). Правительство Саратовской области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее региональное трехстороннее соглашение на 2013 - 2015 годы, регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области. [4]

Министерство занятости, труда и миграции сообщило о вакансиях, которые будут наиболее востребованы в Саратовской области ближайшие годы.

Замминистра занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Кривицкая признала, что на рынке труда существует дисбаланс. Согласно прогнозу, в ближайшие пять лет появятся 733 тысячи вакансий, из них 143 тысячи - для неквалифицированных рабочих. Основной спрос (64% вакансий) будет для работников с начальным профобразованием, причем каждый второй должен быть в возрасте до 28 лет. Потребность в специалистах с высшим образованием в ближайшие 5 лет составит около 23%, из них более 54% - молодые кадры. Из числа людей со средним профобразованием, востребованы будут лишь 13%, каждый второй - представитель молодежи.

Наибольшую потребность в кадрах будут иметь обрабатывающие производства, строительство, торговля и ремонт транспортных средств и бытовых изделий.

«Наиболее востребованные профессии - строители, водители, машинисты, трактористы, продавцы, а также врачи, экономисты, менеджеры. В значительной степени рынок будет нуждаться в работниках, имеющих начальное профобразование. В целом, ожидается снижение предложения рабочей силы. Наибольший спрос на работников будет в Саратове, Энгельсе, Балакове. При этом, число молодых специалистов будет опережать потребность в кадрах», - сообщила Кривицкая.

28. Формы трудоустройства безработной молодежи. Биржа труда как институт содействия занятости и трудоустройству. Молодежные биржи труда. Центры занятости молодежи и подростков. Ярмарки вакансий.

Формы трудоустройства

Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. В соответствии с законодательством РФ обязанность обеспечивать трудоустройство граждан возложена на территориальные органы Государственной службы занятости.

-квотирование рабочих мест для молодежи и инвалидов

http://www.pwc.ru/ru/events/2013/recent-trends/2-nurtdinova-piskunova-rus.pdf

-по направлению

Для информации http://www.simpleeconomic.ru/silems-432-2.html

БИРЖА ТРУДА - это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржа труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.

Функции биржи труда в основном выполняют государственные органы, так называемые государственные бюро занятости. В функции бирж труда входит, во-первых, выполнение посреднических операций при трудоустройстве лиц, желающих получить работу; во- вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы; в-третьих, сбор и предоставление информации о наличии вакантных мест на предприятиях и в организациях; в-четвертых, профориентация различных групп населения с помощью спецслужб занятости.

В современных условиях биржи труда учитывают свободные места и вакантные должности; регистрируют незанятое население; осуществляют посредничество в выборе места работы и занимаются трудоустройством высвобождаемых работников; проводят территориальное перераспределение рабочей силы и межрегиональный обмен кадрами; осуществляют профориентацию различных социальных групп населения.

В Законе РФ «О занятости населения в РФ» предусматриваются две группы мер активной политики занятости.

Во-первых, это мероприятия по содействию трудоустройству населения, среди которых: ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; общественные работы; временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальная адаптация на рынке труда; содействие самозанятости безработных граждан.

Во-вторых, такие меры, как профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, психологическая поддержка безработных граждан и профессиональная ориентация граждан.

Молодежная биржа труда была создана в 1996 году при финансовой поддержке Германского общества по техническому сотрудничеству с целью снижения уровня безработицы среди молодежи, а также снижения миграционного потока из областей республики в столицу.

Миссия Молодежной биржи труда - способствовать повышению качества и уровня организации трудоустройства безработной молодежи на рабочие места в республике, осуществлять единую государственную политику в области занятости молодежи, студентов и подростков.

Молодежная биржа труда является не только центром трудоустройства молодежи и студентов, но и научным центром, где студентам предоставляется возможность прохождения преддипломной практики, выполнение курсовых работ, касающихся тем молодежной занятости на рынке труда, также работниками МБТ изучаются общетеоретические проблемы молодежной занятости в условиях рыночной экономики.

Первоочередной задачей в области содействия занятости молодежи является создание условий для трудоустройства молодежи впервые вступающей в трудовую жизнь и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи.

Для решения данных проблем практикуется направление молодых кадров на обучение, переподготовку и стажировку, и работу на новые народно-хозяйственные объекты. В летний период используется такая форма как формирование студенческих и молодежных отрядов.

Также одной из основных задач МБТ является предоставление безработным объемной информации о вакансиях и ситуации на рынке труда.

МБТ осуществляет нетрадиционные методы приемы безработной молодежи. Со всеми обратившимися проводятся профориентационные и психологические консультации, выдаются направления на вакантные места. Также безработным гражданам выдаются буклеты о деятельности МБТ и методические пособия об эффективных методах трудоустройства. Проводимая работа направлена на достижение эластичности спроса и предложения на молодежном рынке труда.

На учет в Молодежной бирже труда могут встать как безработные граждане, так и работающие, но желающие сменить место работы, или найти дополнительную работу на неполный рабочий день.

Ежемесячно по девятым числам МБТ проводит «Ярмарку вакансий», на которую приглашаются работодатели и безработная молодежь в целях экстренного трудоустройства.

МБТ постоянно ведет работу по проведению различных акций для подростков и студентов, принимает активное участие в проведении внеочередных «Ярмарках вакансий» и «Днях карьеры» для выпускников ВУЗов.

Таким образом, МБТ прилагает все усилия для снижения напряженности на рынке труда среди подростков и молодежи, внедряют гибкие формы занятости.

Центры занятости молодежи и подростков

Центры занятости молодежи и подростков реализует программы трудоустройства, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации.

Основные направления деятельности Центра:

— содействие занятости молодежи;

— создание временных рабочих мест для несовершеннолетних путем формирования Трудовых объединений молодежи;

— профессиональная ориентация молодежи, оказание помощи в выборе специальности, обучение технологиям самопрезентации;

— организация ярмарок вакансий и информационных акций; издание информационно-методических материалов о занятости молодежи;

— социально-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

Они взаимодействуют с предприятиями и организациями, а также с учебными заведеними высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательные школы и досуговые центры.

Ярмарка вакансий.

Первая ярмарка вакансий в России прошла в 1991 году, с тех пор подобное мероприятие вошло в моду.

Ярмарка вакансий — это масштабное мероприятие, организуемое с целью установления прямых контактов между соискателями, опытными специалистами кадрового рынка и работодателями. Обычно в ярмарках вакансий участвует большое количество организаций, занимающихся разнообразной деятельностью. Для соискателя это означает, что у него есть возможность ознакомится с работой различных сфер бизнеса и, возможно, уже на этом этапе выбрать для себя наиболее интересную. Довольно часто, поприсутствовав на презентации компании-работодателя и пообщавшись с сотрудниками, начинающий работник может определить, чем он хочет «зарабатывать на хлеб».

Бывает и так, что процесс самоопределения затягивается и самостоятельно разобраться в своих желаниях и предложениях рынка труда достаточно сложно. Для таких ребят в рамках работы ярмарки вакансий абсолютно бесплатно проводятся семинары по вопросам трудоустройства, тренинги и деловые игры от работодателей, благодаря которым можно примерить на себя роль сотрудника той или иной отрасли. Также специалистами карьерного планирования проводятся тестирования, помогающие подобрать должность в зависимости от личностных характеристик человека.

Одно из важных направлений ярмарок вакансий для молодых специалистов — шанс прохождения стажировки в понравившейся организации. На ярмарке вакансий могут присутствовать десятки работодателей, предлагающих до сотни рабочих мест. Многие из них участвуют в ярмарках с целью закрытия «временных» вакансий на момент отсутствия постоянного сотрудника, поэтому они с радостью примут на несложную работу неопытного сотрудника. В свою очередь, «избранный» сможет изучить деятельность компании изнутри, выбрать наиболее интересные для себя направления в работе.

Трудовые объединения молодежи как форма временной занятости, организации досуга, трудового воспитания и профессионализации молодежи. Виды трудовых объединений молодежи. Летняя занятость учащейся молодежи в рамках летней практики.

Трудовое объединение молодежи - добровольная форма неполитической организации несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, изъявивших желание заниматься трудовой деятельностью в свободное от учебы время и в период каникул..."

Трудовые объединения молодежи создаются в целях:

1) содействия занятости несовершеннолетней молодежи;

2) профессионального самоопределения и приобретения молодыми гражданами трудовых навыков;

3) профилактики безнадзорности и правонарушений в молодежной среде;

4) трудового воспитания и пропаганды добросовестного отношения к труду.

В целях содействия деятельности трудовых объединений молодежи в рамках государственной молодежной политики органы исполнительной власти осуществляют следующие меры поддержки:

1) повышение конкурентоспособности трудовых объединений молодежи на рынке труда;

2) поощрение работодателей, создающих условия для деятельности трудовых объединений молодежи;

3) финансирование проектов, направленных на развитие трудовых объединений молодежи;

4) создание негосударственных, в том числе общественных организаций для вовлечения молодежи в трудовую деятельность;

5) иные меры поддержки.

Организация трудовой деятельности ТОМ осуществляется в соответствии с предусмотренными видами труда, продолжительностью работ, возрастом несовершеннолетних граждан, с учетом Трудового кодекса Российской Федерации и Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. По N 163 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2001 г. Н 473).

Мероприятия по организации правовой, методической и иной поддержки деятельности ТОМ могут осуществляться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, организациями в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

В ТОМ своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Законом города Москвы "О молодежи", иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

ТОМ, создаваемые на основе настоящего Положения, в зависимости от состава заказчиков организаторов, работодателей и места выполнения работ могут образовываться в двух формах: городские и выездные.

В соответствии с профилем выполняемой деятельности ТОМ могут быть сельскохозяйственными, экологическими, археологическими, сервисными и т.д.

В зависимости от продолжительности периода их функционирования ТОМ могут быть постоянными (действующие в течение всего года) и временными (формируемые на период каникул или для выполнения конкретной задачи или социального заказа).

Функционирование городских ТОМ осуществляется на базе учреждений, организаций, в том числе общественных организаций и объединений, выступающих в качестве работодателя ТОМ, ТОМ организатора или заказчика на выполнение работ.

Функционирование осуществляется в ТОМ выездных лагерях, а также по месту проведения работ независимо от места учебы и проживания несовершеннолетних граждан в специально подготовленных местах их проживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: