Понятие эффективной речи

Целесообразность речи — ее соответствие цели гово­рящего (оратора) или, выражаясь языком современной науки, его речевому намерению. Целесообразность понимается как основное требование к риторическому произведению, как основ­ной закон успешной речи еще со времен Аристотеля.

Столь же непременным свойством хорошей речи является сила ее воздействия на адресата. Риторически гра­мотная речь никогда и никого не оставит равнодушным — она пробудит ум и чувства, ratio и intuitio, склонит слушателя сперва прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а затем заста­вит всей душой принять ту картину мира, которую предложит ему говорящий. Такая речь способна не только побудить к согла­сию или исторгнуть слезы, но и подвигнуть людей на активные действия, а иногда и заставит полностью изменить образ жизни и мировосприятие.

И целесообразность речи, и способность ее воздействовать на слушателя определяются умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенно­стями аудитории, с законами восприятия. Риторика, равно и древняя, и современная, относится к адресату с постоянным пристальным вниманием. Риторически грамотная (целесообраз­ная, воздействующая) речь должна быть скроена по мерке адре­сата, как платье по мерке заказчика, иначе успешной она не бу­дет. Значит, из двух главных участников общения (говорящий и слушающий) определяющая роль, как это ни парадоксально, принадлежит второму. Каждому ясно, что с первоклассником и министром просвещения по-разному надо говорить о пробле­мах образования, однако на практике мы видим часто иное. У нас сейчас редки ораторы, которые хотя бы относительно вер­но могли оценить аудиторию для эффективного воздействия на нее, и столь же немногие умеют вести себя верно в беседе, руко­водствуясь правильным представлением о собеседнике, понимая его особенности и потребности, ориентируясь на него. Фактиче­ски утрачена связь говорящего с теми, к кому обращена речь.

Целесообразная и воздействующая речь — это речь эф­фективная. Ясно, что для нашего определения риторики важ­но понять, что такое эффективность речи и речево­го общения.

До последнего времени, опираясь на теорию информации и теорию коммуникации, специалисты по речевому общению склонны были считать эффективным (успешным) такое общение, при котором потери информации в процессе ее передачи от гово­рящего к слушателю/минимальны. Вернемся к оценке эффектив­ности речевого общения (50% без специальной подготовки): эта оценка сделана именно на основании информационного подхода. Итак, получается, что чем меньше помех и потерь при передаче информации, тем успешнее общение, выше эффективность речи. Чтобы учесть, что человек все же отличается чем-то от компьюте­ра, что у него есть чувства и эмоции, что он всегда оценивает действительность, стали различать три типа информации, пере­даваемой речью: понятийно-логическую, оценочную (+ или —), эмоциональную. Выходит, что если слушатель вер­но «расшифровал» информацию всех трех типов, присутствую­щую в сообщении говорящего, то общение между ними успешно (эффективно), а речь, соответственно, эффективна в том случае, если хорошо обеспечивает правильную расшифровку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: