Структура слушания

1) Предварительная ориентировка. Слушающий должен осознать цели и задачи, которые он должен решить в процессе слушания, т. е. осознать свое коммуникативное намерение.

2) Планирование деятельности. Слушающий должен сформулировать для себя основной вопрос, ответ на который он должен найти в процессе восприятия речи; по возможности заранее определить ключевые слова предполагаемой речи.

3) Осуществление деятельности – аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует воспринимаемое, устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл высказывания. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания.

Виды слушания

Активное слушание (АС).

На первый план выступает отражение информации.

Наиболее общепринятым приемом характеризующие АС, является постоянное уточнение правильности понимания информации, которую хочет донести до Вас собеседник путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я Вас понял, что…?», парафразов: «Таким образом, ты хочешь сказать…» или «Другими словами, ты имел в виду…».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:

1) обеспечивается адекватная обратная связь, у Вашего собеседника появляется уверенность в том, что передаваемая им информация правильно понята;

2) Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним равный ему партнер.

Применение навыков АС очень поможет Вам, если Вам свойственная позиция «жертвы», т.к. это применение не только сбивает с привычной позиции авторитарного собеседника, но и поднимает до уровня равного разговора, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах разговора, а не на собственных переживания и опасениях.

АС незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда Ваш партнер по общению равен Вам или сильнее Вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство.

Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому (и настроить собеседника) на деловую волну, если у Вас возникает желание надерзить Вашему партнеру, развить начавшийся конфликт.

Пассивное слушание (ПС).

Тут важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что Вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего, при это действует так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну конечно» и т.д.

Дело в том, что эмоциональное состояние человека, подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д.

Если не вмешиваться в этот процесс, не раскачивать маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокаивается, и, почувствовав это, Вы можете уже общаться с ним нормально.

Если эмоции партнера направлены на Вас, главная задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоционально состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: