Основные проблемы теории познания

1. Проблема истины.

Является центральной проблемой теории познания. К основным из выдвинутых концепций истины относятся:

· классическая концепция истины (Платон, Аристотель, Гегель): истина — это соответствие наших знаний объективной действительности;

· диалектико-материалистическая концепция истины (Маркс, Энгельс): по содержанию истина является объективной, реальность не зависит от человека. Однако знания человека об этой истине являются субъективными, представляют собой продукт познавательной деятельности.

2. Проблема познаваемости мира.

Проблема познаваемости мира– это фундаментальный вопрос о возможности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта. Основные подходы к проблеме:

· познавательный оптимизм: мир познаваем, человек в состоянии в процессе познавательной деятельности раскрывать сущностные закономерные связи изучаемых процессов и явлений, открывать истины, на основе знаний осуществлять целесообразное изменение и преобразование объективной действительности;

· агностицизм: вопрос об истинности познания действительности не может быть окончательно решён, мир непознаваем. Крупнейшим представителем агностицизма в Новое время был И. Кант. Признавая наличие материального мира и факт воздействия этого мира на наши ощущения, он считает его непознаваемым, обосновывая это тем, что не существует окончательных научных теорий.

· скептицизм: направление, выражающее сомнение в достижимости истинного знания. Скептики делают вывод о необходимости “воздержания от суждения”. Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Скептицизм — состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

3. В рамках теории познания рассматривается отношение человека к миру, главными элементами которого являются субъект и объект познания.

Субъект познания – активно действующий, обладающий сознанием и волей человек или группа людей.

Объект познания – фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность человека.

Современная гносеология, признавая независимое существование субъекта и объекта, обращает внимание на их связь и взаимодействие. Объект из фрагмента реальности активно преобразуется в «очеловеченный» объект (наделяется характеристиками, соразмерными человеческому мироотношению) и сам изменяется в ходе этого взаимодействия. Будучи активной силой во взаимодействии с объектом, человек не может действовать произвольно. Сам объект, а также уровень конкретно-исторического развития ставит определенные пределы и границы деятельности субъекта.

4. Проблема метода

В рамках рассмотрения проблемы выбора методов ведения познавательной деятельности в теории познания выделяют:

· универсальные философские методы;

· общенаучные методы;

· частнонаучные методы.

5. Вопрос о соотношении чувственного и рационального в познании

Структуралюбого познавательного процессатесно предполагает наличие в качестве компонентов чувственного и рационального, тесно взаимосвязанных между собой.

Формами чувственного познания являются:

· ощущение;

· восприятие;

· представление.

Формами рационального познания являются:

· понятие;

· суждение;

· умозаключение.

Решение этого вопроса во многом зависит от того, существует ли в арсенале гносеологического инструментального аппарата категория практики.

Помимо чувственного и рационального уровней познавательной деятельности следует учитывать наличие иррациональнойсоставляющей в познавательном процессе, в частности, интуиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: