Связь драматургических принципов театра Шекспира с устройством елизаветинского театра

Театры в елизаветинскую эпоху называли каналами пороков, к актерам
относились как к черни. Возможно, Шекспир сам разделял это мнение, но мне
трудно себе представить, что он смотрел на сцену как на искусство дешевого
Во времена Шекспира в Лондоне было четыре театра и обитало около ста
поэтов и драматургов, в том числе Грин, Лодж, Лили, Марло, Нэт, Мидлтон,
Манди, Дрейтон. Всего за 45-летнее царствование Елизаветы было создано около
полутора тысяч литературных произведений.
Роль драматурга в елизаветинском театре совмещалась с функцией
наставника и режиссера. Немецкий ученый Ренанус, побывавший в шекспировской
Англии, писал:
 
Я заметил, что актеры ежедневно как бы поучаются в школе: самые
знаменитые из них обращаются за наставлением к поэтам.
 
Шекспир не только распределял роли и дирижировал актерским ансамблем,
но и писал под определенного актера - этим объясняются такие несуразности,
как путаница имен действующих лиц с именами актеров.
 
Несмотря на высокий патронат, театр Шекспира был коммерческим
предприятием и требовал неустанных забот о процветании. В отличие от других
драматургов, Шекспир помимо того, что писал пьесы и входил в труппу, был еще
и совладельцем театра. Его связывали с труппой "Глобуса" не только
постановки собственных пьес, поиск репертуара, но и каждодневный
двадцатилетний труд администратора и менеджера. Источником его доходов были
гонорары драматурга, заработок актера, актерский пай и дивиденды от ренты за
театральное помещение. Вообще ему приходилось много думать о заработках и
процветании театра, "ориентируя свои пьесы на медь, серебро и золото".
1601 год был роковым для Шекспира. Что случилось с великим поэтом
- мы точно не знаем. Разные исследователи высказывают различные
догадки. Одни полагают, что на него сильно повлиял судебный процесс и
осуждение его высоких друзей и покровителей Эссекса и Саутгемптона,
нелепо задумавших и еще более нелепо пытавшихся осуществить план
свержения с престола королевы Елизаветы; другие говорят о несчастной
страсти к "черной даме", воспетой в сонетах; третьи приурочивают к
этому времени смерть отца Шекспира и т. д.
Каждой из этих догадок можно давать больше или меньше веры - это
дело склонности ума и решительности в суждениях; но одно несомненно: в
жизни Шекспира произошло какое-то страшное, потрясшее все его
существо, событие - и с 1601 года он становится совсем иным человеком.
Сведения об участии поэта в общественно-политической жизни Англии
ограничены причастностью труппы лорда-камергера к восстанию Эссекса. Когда
фаворит королевы Елизаветы блистательный Эссекс подвергся опале, он решился
на безумие. Заговорщики заплатили актерам шекспировской труппы значительную
сумму денег за постановку "Ричарда II", сюжет которого совпадал с намерением
графа свергнуть монарха и захватить корону. Спектаклю предназначалась
функция запала. Действительно, наутро после представления дворяне во главе с
Эссексом направились на штурм королевского дворца, но были рассеяны
правительственными войсками и преданы суду. С Эссексом был связан и патрон
поэта Саутгемптон, приговоренный судом к пожизненному заключению. Заговор
Эссекса потряс Шекспира. В качестве свидетеля в судебном заседании
участвовал и представитель труппы Шекспира, сумевший, однако, доказать, что
актеры не имели отношения к заговору, а давали по обыкновению заказной
спектакль. Тем не менее с целью реабилитации театра лорд-канцлер вошел с
ходатайством к королеве возобновить игру при дворе. Королева милостиво
согласилась. За день до казни Эссекса труппа дала представление перед
королевой, обеспечив себе полную реабилитацию.
 
После смерти Елизаветы и вступления на трон сына Марии Стюарт Якова I
труппа Шекспира удостоилась высшей чести, став труппой короля. Дела Шекспира
резко пошли в гору. В 1605-м он становится крупным землевладельцем. Все его
творчество связано с Лондоном, вся частная жизнь - со Стратфордом. Он все
чаще наезжает домой, пишет пьесы вдали от столичной суеты, а в последние
годы жизни почти полностью переселяется в стратфордский дом, откуда посылает
в свой театр по две пьесы ежегодно. После 1608 года творчество Барда идет на убыль, снизившись до одной пьесы в год.
 
 
 
 
 
 
 
 

39. Многоплановость композиции в пьесах Шекспира.

С 1600 года по 1608 год - Трагический период (высокие трагедии: Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет; мрачные комедии (маньеристские): мера за меру, Троил и Кресида, Криолан…)

Когда Джордано Бруно сделал открытие, что земля не является центром мира, начинается жесточайший религиозно-философский кризис. Когда его сжигают на костре, церковь этим пытается защитить человека и оставить его в том гармоничном мире, который существовал до этого открытия. Перенесение центра мира, делает человека не центром вселенной. В этот момент кризиса в искусстве возникает стиль – маньеризм- стиль фиксирующий момент распада.(1601) В литературе представителем этого стиля является английский поэт Джон Донн.

Все рухнуло и связь времен пропала

Все относительным отныне стало

Связь времен пытается восстановить Гамлет, который говорит –

век вывихнул сустав. Будь проклят день и год,

когда пришел я вправить вывих тот.

Мир распался на кусочки и каждый кусочек считает себя главным.

Думая о стиле надо вспоминать, о зеркале. Гамлет сказал, что театр – это зеркало, которое стоит перед природой.

Образ маньеризма разбившееся на куски венецианское зеркало.

Мир начинает играть, мерцать, одно выдавать за другое. Это наглядно видно в архитектуре. Колонна вдвинута в стену, как элемент декора (в ренессансном – колона несущая), лестница будет ассиметричной и иметь сразу 3 выхода. Все нарушенное, призрачное, странное. Текучие линии. Перетекающие одна в другую. До 20 века словом маньеризм (манерный) знатоки искусства ругались. И в 20 веке реабилитировал этот стиль Хемингуэй. В романе «По ком звонит колокол» он извлек стихотворение Джона Донна в эпиграф «если звонит колокол, никогда не спрашивай по ком он звонит, он звонит по тебе. В картинах. На классическом полотне «Священное семейство на пути в Египет» вокруг очага сидит святое семейство и свет от костра распределяется равномерно. А этот сюжет на маньеристкий манер, он будет строится художником по мере того, что хочет художник. Высвечиваться будут только те лица, которые интересны художнику. С точки зрения логики, форм и пространства картина будет не правильной. Но по мысли она будет внятной. Мантенья «Снятие с креста»

Маньеризм предполагает то, что мы должны смотреть туда, куда хочет художник и что не обязательно логично отражать всю картину мира. Эти элементы маньеризма будут встречаться и в 19 и в 20 веке.

«Гамлет» можно прочесть и как ренессансную трагедию и как маньеристскую. Это решит режиссер и выберет нужную ему меру условности, нужный стиль.

В «12 ночи» Она возвращает себе кавалера и Оливия влюбляется в нее… пьеса мрачноватая с маньеристским привкусом и именно она ставится.

В 90 годах 16 и начале 17 века возникает мода на всякие загробные истории. Она касается абсолютно всего. Кольца со скелетами и медальоны. В Испании и во Франции делали алтари смерти из костей младенцев, умерших беспризорных. Это было во многих богатых домах. Это для того делали, чтоб человек помнил о смерти. Сегодня мы живем, будто мы вечные. Не думаем о смерти, ничто нам не напоминает каждую минуту о ней. И это в строе жизни начинает объяснять какие то вещи с точки зрения морали. Моменто море – это тот принцип с которым люди жили с детских лет. Они очень проникались неизбежностью смерти, у них был мощный стимул при жизни себя прилично вести. Этот интерес к смерти к черному цвету происходит от того же кризиса в сознании людей. Люди не могли понять как жить, если земля не центр…Отголоски этого увлечения мы видим в «Гамлете» В пьесе «Как вам это понравится» есть персонаж Жак меланхолик, который как раз и говорит, что мир есть театр и он ходит в черном, как Гамлет, хотя у него никто не умер. Пьеса Тирсу о Доне Хуане с ужасным ужином находится в контексте своего времени. Маньеристский мир разрушенный, но человек не может долго жить с разрушенным мировосприятием. Его здоровая физическая природа требует какой-то ясности.





Подборка статей по вашей теме: