| Театры в елизаветинскую эпоху называли каналами пороков, к актерам |
| относились как к черни. Возможно, Шекспир сам разделял это мнение, но мне |
| трудно себе представить, что он смотрел на сцену как на искусство дешевого |
| Во времена Шекспира в Лондоне было четыре театра и обитало около ста |
| поэтов и драматургов, в том числе Грин, Лодж, Лили, Марло, Нэт, Мидлтон, |
| Манди, Дрейтон. Всего за 45-летнее царствование Елизаветы было создано около |
| полутора тысяч литературных произведений. |
| Роль драматурга в елизаветинском театре совмещалась с функцией |
| наставника и режиссера. Немецкий ученый Ренанус, побывавший в шекспировской |
| Англии, писал: |
| Я заметил, что актеры ежедневно как бы поучаются в школе: самые |
| знаменитые из них обращаются за наставлением к поэтам. |
| Шекспир не только распределял роли и дирижировал актерским ансамблем, |
| но и писал под определенного актера - этим объясняются такие несуразности, |
| как путаница имен действующих лиц с именами актеров. |
| Несмотря на высокий патронат, театр Шекспира был коммерческим |
| предприятием и требовал неустанных забот о процветании. В отличие от других |
| драматургов, Шекспир помимо того, что писал пьесы и входил в труппу, был еще |
| и совладельцем театра. Его связывали с труппой "Глобуса" не только |
| постановки собственных пьес, поиск репертуара, но и каждодневный |
| двадцатилетний труд администратора и менеджера. Источником его доходов были |
| гонорары драматурга, заработок актера, актерский пай и дивиденды от ренты за |
| театральное помещение. Вообще ему приходилось много думать о заработках и |
| процветании театра, "ориентируя свои пьесы на медь, серебро и золото". |
| 1601 год был роковым для Шекспира. Что случилось с великим поэтом |
| - мы точно не знаем. Разные исследователи высказывают различные |
| догадки. Одни полагают, что на него сильно повлиял судебный процесс и |
| осуждение его высоких друзей и покровителей Эссекса и Саутгемптона, |
| нелепо задумавших и еще более нелепо пытавшихся осуществить план |
| свержения с престола королевы Елизаветы; другие говорят о несчастной |
| страсти к "черной даме", воспетой в сонетах; третьи приурочивают к |
| этому времени смерть отца Шекспира и т. д. |
| Каждой из этих догадок можно давать больше или меньше веры - это |
| дело склонности ума и решительности в суждениях; но одно несомненно: в |
| жизни Шекспира произошло какое-то страшное, потрясшее все его |
| существо, событие - и с 1601 года он становится совсем иным человеком. |
| Сведения об участии поэта в общественно-политической жизни Англии |
| ограничены причастностью труппы лорда-камергера к восстанию Эссекса. Когда |
| фаворит королевы Елизаветы блистательный Эссекс подвергся опале, он решился |
| на безумие. Заговорщики заплатили актерам шекспировской труппы значительную |
| сумму денег за постановку "Ричарда II", сюжет которого совпадал с намерением |
| графа свергнуть монарха и захватить корону. Спектаклю предназначалась |
| функция запала. Действительно, наутро после представления дворяне во главе с |
| Эссексом направились на штурм королевского дворца, но были рассеяны |
| правительственными войсками и преданы суду. С Эссексом был связан и патрон |
| поэта Саутгемптон, приговоренный судом к пожизненному заключению. Заговор |
| Эссекса потряс Шекспира. В качестве свидетеля в судебном заседании |
| участвовал и представитель труппы Шекспира, сумевший, однако, доказать, что |
| актеры не имели отношения к заговору, а давали по обыкновению заказной |
| спектакль. Тем не менее с целью реабилитации театра лорд-канцлер вошел с |
| ходатайством к королеве возобновить игру при дворе. Королева милостиво |
| согласилась. За день до казни Эссекса труппа дала представление перед |
| королевой, обеспечив себе полную реабилитацию. |
| После смерти Елизаветы и вступления на трон сына Марии Стюарт Якова I |
| труппа Шекспира удостоилась высшей чести, став труппой короля. Дела Шекспира |
| резко пошли в гору. В 1605-м он становится крупным землевладельцем. Все его |
| творчество связано с Лондоном, вся частная жизнь - со Стратфордом. Он все |
| чаще наезжает домой, пишет пьесы вдали от столичной суеты, а в последние |
| годы жизни почти полностью переселяется в стратфордский дом, откуда посылает |
| в свой театр по две пьесы ежегодно. После 1608 года творчество Барда идет на убыль, снизившись до одной пьесы в год. |
39. Многоплановость композиции в пьесах Шекспира.
С 1600 года по 1608 год - Трагический период (высокие трагедии: Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет; мрачные комедии (маньеристские): мера за меру, Троил и Кресида, Криолан…)
Когда Джордано Бруно сделал открытие, что земля не является центром мира, начинается жесточайший религиозно-философский кризис. Когда его сжигают на костре, церковь этим пытается защитить человека и оставить его в том гармоничном мире, который существовал до этого открытия. Перенесение центра мира, делает человека не центром вселенной. В этот момент кризиса в искусстве возникает стиль – маньеризм- стиль фиксирующий момент распада.(1601) В литературе представителем этого стиля является английский поэт Джон Донн.
Все рухнуло и связь времен пропала
Все относительным отныне стало
Связь времен пытается восстановить Гамлет, который говорит –
век вывихнул сустав. Будь проклят день и год,
когда пришел я вправить вывих тот.
Мир распался на кусочки и каждый кусочек считает себя главным.
Думая о стиле надо вспоминать, о зеркале. Гамлет сказал, что театр – это зеркало, которое стоит перед природой.
Образ маньеризма разбившееся на куски венецианское зеркало.
Мир начинает играть, мерцать, одно выдавать за другое. Это наглядно видно в архитектуре. Колонна вдвинута в стену, как элемент декора (в ренессансном – колона несущая), лестница будет ассиметричной и иметь сразу 3 выхода. Все нарушенное, призрачное, странное. Текучие линии. Перетекающие одна в другую. До 20 века словом маньеризм (манерный) знатоки искусства ругались. И в 20 веке реабилитировал этот стиль Хемингуэй. В романе «По ком звонит колокол» он извлек стихотворение Джона Донна в эпиграф «если звонит колокол, никогда не спрашивай по ком он звонит, он звонит по тебе. В картинах. На классическом полотне «Священное семейство на пути в Египет» вокруг очага сидит святое семейство и свет от костра распределяется равномерно. А этот сюжет на маньеристкий манер, он будет строится художником по мере того, что хочет художник. Высвечиваться будут только те лица, которые интересны художнику. С точки зрения логики, форм и пространства картина будет не правильной. Но по мысли она будет внятной. Мантенья «Снятие с креста»
Маньеризм предполагает то, что мы должны смотреть туда, куда хочет художник и что не обязательно логично отражать всю картину мира. Эти элементы маньеризма будут встречаться и в 19 и в 20 веке.
«Гамлет» можно прочесть и как ренессансную трагедию и как маньеристскую. Это решит режиссер и выберет нужную ему меру условности, нужный стиль.
В «12 ночи» Она возвращает себе кавалера и Оливия влюбляется в нее… пьеса мрачноватая с маньеристским привкусом и именно она ставится.
В 90 годах 16 и начале 17 века возникает мода на всякие загробные истории. Она касается абсолютно всего. Кольца со скелетами и медальоны. В Испании и во Франции делали алтари смерти из костей младенцев, умерших беспризорных. Это было во многих богатых домах. Это для того делали, чтоб человек помнил о смерти. Сегодня мы живем, будто мы вечные. Не думаем о смерти, ничто нам не напоминает каждую минуту о ней. И это в строе жизни начинает объяснять какие то вещи с точки зрения морали. Моменто море – это тот принцип с которым люди жили с детских лет. Они очень проникались неизбежностью смерти, у них был мощный стимул при жизни себя прилично вести. Этот интерес к смерти к черному цвету происходит от того же кризиса в сознании людей. Люди не могли понять как жить, если земля не центр…Отголоски этого увлечения мы видим в «Гамлете» В пьесе «Как вам это понравится» есть персонаж Жак меланхолик, который как раз и говорит, что мир есть театр и он ходит в черном, как Гамлет, хотя у него никто не умер. Пьеса Тирсу о Доне Хуане с ужасным ужином находится в контексте своего времени. Маньеристский мир разрушенный, но человек не может долго жить с разрушенным мировосприятием. Его здоровая физическая природа требует какой-то ясности.