Данные российских социологов

— Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34.

— Читают книги от случая к случаю 40 %.

— За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году — только 20%.

Результаты ЕГЭ и вовсе удручают: 51% не справились с заданием определить главную мысль текста! В этом случае сложно говорить об интерпретации текста, его осмыслении и критическом анализе.

По результатам исследований навыки грамотного читателя сформированы лишь у 45-60% старшеклассников. Фактически количество плохо читающих детей от начальной школы к старшей увеличивается.

Учённые ввели такое понятие как «слабые читатели». Для слабых читателей характерно «пассивное» чтение. К этой группе относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности у слабых читателей отсутствует привычка к систематическому чтению.

Характеризует слабого читателя:

— читает от случая к случаю и не тратит на это много времени

— в чтении обычно ищут "полезную" информацию, то есть информацию, носящую практический характер

— в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят о книгах

— литературное образование, полученное в детстве, и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы - во многом благодаря принудительному характеру обучения

Меняются мотивы чтения и в целом оно меняет свой характер: оно становится более функциональным и инструментальным, а также более прагматичным. Чтение на досуге становится более легким, развлекательным, рассматривается как средство приятного отдыха (например, чтение детективов и «дамских» романов). Постепенно уходит «чтение для души» (что особенно проявляется на падении интереса к классической литературе). В озрастание интереса к «экранной» культуре.

Развивается культура, которую называют «электронной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Представляет из себя «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов. Не развивается привычка к сосредоточенному вниманию

Влияние экранной культуры на чтение ребенка:

— падает символический статус чтения и его престиж;

— меняется восприятие печатного текста и информации, (восприятие становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым»);

— меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

— предпочитается печатная продукция, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов).

Данные о детском чтении

Любят читать:

— младшие школьники 43%,

— старшие — 17%.

Не любят читать:

— младшие школьники 8%,

— старшие — 17%.

— Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников.

— Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.

— Читают познавательную литературу 21%.

— Читают для самообразования 10% школьников.

(журнал "Школьная библиотека", 2003, №8)

Интерес — это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.

Можно ли заставить полюбить чтение?

Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Даниэль Пеннак "Как роман".Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями..Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги — всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании.

Если ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: