Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Поскольку в теории фирмы фактор времени играет существенную роль, необходимо дать разъяснение двух понятий: долгосрочного и краткосрочного периодов.

Долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может менять все факторы производства.

В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии увеличить даже выпуск продукции в соответствии с возросшим покупательским спросом.

Здесь нужно читать параграф. Очень серьезный билет. Стр. 229.

Каким же должен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли?

Сначала предположим, что фирма осуществляет свою деятельность в условиях совершенной конкуренции. Это такой рынок, на котором на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продукции. Имеется свобода доступа на рынок. В результате такого свободного доступа кривая спроса каждой фирмы опускается до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. (Нормальная прибыль – это минимальная прибыль, которую фирма должна получить для продления своей жизнедеятельности).

При этих условиях кривая спроса каждой фирмы имеет горизонтальный вид. А это значит, что любой объем продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене.

В этой случае совокупный доход фирмы представляет собой величину равную TR(total revenue) = P*Q, где Q – количество проданных благ.

Средний доход (AR- average revenue) – это доход на единицу проданного блага. AR=TR\Q.

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это приращение получило название предельного дохода. (MR –marginal revenue).

Таким образом, для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход равен рыночной цене, поскольку, за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. Графическая линия цены и предельного дохода совпадают и горизонтальны.

Очевидно, что и средний доход равен предельному.

Таким образом, конкурентные фирмы являются «принимающими цены» и могут продать столько продукции по сложившейся на рынке цене, сколько они способны произвести.

Теперь дадим ответ об оптимальном производстве.

При U- образной кривой средних издержек AC единственным объемом выпуска в краткосрочном периоде, соответствующем максимальной прибыли, является такой, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

Равновесный выпуск Q* достигается при условии

P*=MR=MC=AC

Сам график на странице 231 в Микроэкономике Ивашковского.

Объяснения к графику там же.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Здесь фирма может менять все используемые ею ресурсы. Все факторы производства становятся переменными.

В долгосрочном периоде не существует постоянных издержек, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому применительно к долгосрочному периоду используется только одно понятие – средние издержки.

График средних издержек в долгосрочном периоде на странице 234 в «Микроэкономике» Ивашковского. Там же пояснения

Эффективным масштабом производства считаются такие размеры производства, когда при росте объема выпуска ACL снижаются.

Неэффективным масштабом – такие размеры, когда фирма несет потери от увеличения выпуска.

Оптимальным масштабом считается тот, при котором достигается минимум издержек.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при выполнении равенства:

P*=MR=MC=AC=AR.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: