Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары.
Так, в США между 3 крупнейшими компаниями поделено 90% рынка сигарет, пива. Таким образом в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное множество занимает множество мелких производителей(монополистических конкурентов).
Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:
H=S12+S22+…+Sn2, где H – индекс Герфиндаля, S1,S2,…,Sn2 – доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60, 20,10 и 10 то H = 4200.
Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс Герфиндаля и ориентироваться только на кол-во фирм, то можно подумать, что отрасль, где функционируют 5 фирм, более концентрирована, чем та, в которой действуют 6 фирм. Но здесь не учитываются S.
Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, - признак высокой концентрации.
Если мы бы подсчитывали индекс для 50 наиболее крупных фирм отрасли, то мы бы воспользовались индексом Герфиндаля-Хиршмана (H-H index). По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего 380, а женской 492. Очень высокая концентрация рынков алюминия, меди и т.д.
Очень важно, что в олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Привлечение потребителя основано на улучшении качества товаров, рекламы и т.д.
От чего зависит кол-во олигополистов на рынке?
Прежде всего, от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько крупных производителей лишь совместно.
Также важной чертой олигополии является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты находятся в одной лодке, но они не могут договориться друг с другом, так как сговор запрещает антимонопольным законодательством. А сговор опасен.
Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным.
Рассказать о диллеме заключенного и стратегии ценообразования олигополий. Чепурин стр. 169
Существует несколько моделей ценового поведения олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс».
Модель с ломаной кривой спроса: если олигополистическая фирма снизит цены, то конкуренты последуют ее примеру, а если повысит – не последуют.
Картели и сговоры – формы соглашения между монополистами по вопросам цен, объемов производства, раздела рынка, закупки и использования ресурсов. Открытое соглашение – картель, неформальное – сговор. Такие соглашения ведут к созданию в отрасли монополии, цель которой – максимизация общей прибыли.
Лидерство в ценах. Олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером
Ценообразование по принципу «издержки плюс». Модель данного ценового поведения используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителям, так и при наличии олгополиста-лидера.
Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.