Как формируется спрос на факторы производства, кто его предъявляет и чем он определяется?

Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства, или, другими словами, субъекты спроса – фирмы, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

В основе потребительского спроса лежит функция полезности, в основе же спроса на факторы производства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. Фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих ресурсов, а не наоборот.

В экономической теории спрос на факторы производства принято называть производным спросом.

Спрос на факторы производства является взаимозависимым, так как невозможно организовать процесс производства, имя, например, капитал, но не имя рабочей силы. Это второе отличие спроса на рынках факторов от спроса на рынках конечных товаров и услуг.

Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

1. Оптимального сочетания факторов производства;

2. Минимизации издержек при каждом заданном объеме производства;

3. Определения объема производства, максимизирующего величину прибыли.

Спрос на ресурс увеличивается (кривая смещается вправо):

1. При увеличении спроса на товар, изготовленный с использованием данного ресурса

2. при увеличении производительности фактора производства, поскольку она противодействует тенденции убывания дохода

3. При уменьшении цены на ресурсозаменитель

4. При увеличении цены на ресурсозаменитель. (при условии, что эффект замещения превышает эффект объема продукции)

5. При снижении цены на взаимодополняющий ресурс.

Рыночное предложение факторов производства.

P

Q

Чтобы привлечь дополнительное число рабочих(или других факторов производства), плата за них должна покрывать альтернативные издержки затрат времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдых. Одним словом, зарплата привлекает больше людей на определенное рабочее место; при более низкой зарплате альтернативные издержки были бы слишком высокими

Закон Убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства.

Этот закон гласит, что, по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: