К важнейшим мероприятиям, связанным с надёжной эксплуатацией нефте-газопромысловых объектов и сохранению ландшафтов, следует отнести:
1. Опережающее строительство дорог методом «от себя»;
2. Максимальное сохранение почвенно-растительного покрова;
3. Применение песчаных насыпей (не менее 1 м) с их последующей планировкой, систематической доотсыпкой и закреплением откосов от водной и ветровой эрозии;
4. Применение метода тепловой изоляции с целью предотвращения растепления многолетнемёрзлых грунтов;
5. Регламентированное летнее движение гусеничного транспорта;
6. Борьба с оврагообразованием, проведение мероприятий по дренированию территории;
7. Инженерная и биологическая рекультивация земель в соответствии с нормативами и сроками.
Кроме вышеперечисленных мероприятий, в целях сохранения природных ландшафтов дополнительно рекомендуются следующие природоохранные мероприятия:
- соблюдение норм противопожарной безопасности на промышленных объектах;
- снижение естественной пожарной опасности угодий (расчистка от ветоши и др.);
|
|
- своевременная замена изношенного оборудования (труб, прокладок и т. д.);
- недопущение наезда технологического транспорта на трубопроводы;
- обваловка экологически опасных объектов и создание канав-ловушек в естественных понижениях рельефа;
- применение антикоррозионных технологий и покрытий;
- оптимизация размещения задвижек на трубопроводах;
- применение автоматизированных методов проверки состояния технологического оборудования;
- проведение и организация контроля охранных зон;
- организация комплексного мониторинга биогеоценозов;
- упорядочивание и оптимизация складирования строительных материалов;
- утилизация промышленных и строительных отходов;
- недопущение проезда техники за пределами отвода земель;
- контроль за соблюдением норм отвода земель под промышленные объекты;
- рекультивация карьеров и песчаных отсыпок с использованием агротехнических и биологических методов.
Для снижения негативных воздействий и сохранения естественного состояния растительного покрова на осваиваемых территориях рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- проведение строительных работ при устойчивых отрицательных температурах и достаточном по мощности снежном покрове, защищающем травяно-кустарничковый покров;
- оптимальное размещение объектов обустройства месторождения;
- организация сбора, мест хранения, транспортировки и мест захоронения строительных и бытовых отходов;
- с целью предотвращения затопления, подтопления, подпора поверхностных и грунтовых вод вблизи трасс линейных сооружений создать водопропускные и искусственные дренажные системы в теле насыпей в понижениях;
|
|
- опережающее строительство подъездных путей;
- полностью исключить движение транспорта вне постоянной дорожной сети;
- провести биологическую рекультивацию на землях, отведенных во временное пользование;
- на пойменных участках строительства утилизировать после рубок ветки, кустарники и мелкий порубочный материал;
- запретить разведение костров и другие работы с открытым огнем за пределами специально оборудованных для этого площадок, принимать срочные меры к тушению любых возгораний;
- в особо пожароопасное время (июль) запретить пребывание людей без особой необходимости в растительных сообществах, наиболее подверженных пожарам: лишайниковые и кустарничково-лишайниковые тундры;
- организовать мониторинг влияния объектов строительства и эксплуатации месторождений на почвенно-растительный покров.
Основной принцип сохранения существующего рельефа заключается в термоизоляции мерзлотных толщ, предотвращении развития эрозионных процессов.
Через водотоки трубопроводы должны прокладываться на опорах в защитном кожухе. Это способствует максимальному сохранению склоновых участков от повреждения, что, в свою очередь, препятствует развитию солифлюкции.
Земляное полотно должно быть запроектировано по I и II принципу в насыпях с обязательным сохранением в ненарушенном состоянии мохово-растительного покрова в основании насыпи. Отсыпка полотна производится способом «от себя». При этом срезка мохорастительного слоя не производится во избежание нарушения термозащитного основания насыпи. С этой же целью отсыпку земполотна целесообразно вести в зимнее время на промороженное основание. При этом возка грунта из карьеров производится по отсыпанному слою насыпи, что преследует двоякую цель: не нарушается моховый покров тундры и происходит уплотнение насыпи колесами транспортных средств.
Для предотвращения разрушения земляного полотна от ветровой и водной эрозии должно быть предусмотрено укрепление откосов насыпи.
Для предотвращения развития термокарста, пучения, деформаций грунта инженерная подготовка территории к строительству включает устройство достаточно мощных песчаных отсыпок. Строительство дорог проектом предусматривается на песчаных насыпях.
Для опор ВЛ наибольшую опасность представляет морозное пучение, а также потеря несущей способности торфянистых грунтов при их оттаивании. Эта опасность преодолима при достаточном заглублении свайного фундамента и защемлении свай в минеральном грунте под торфяной залежью, а также использования специальных конструкций против пучения.
Основная причина антропогенной активизации эоловых процессов - уничтожение растительности на участках суглинистых грунтов и в результате воздействия транспортных средств и землеройных механизмов. Поэтому проезд автотранспорта возможен только по дорогам.
Строительство мостовых переходов осложняются длительными и интенсивными паводками рек. Насыпи мостовых переходов постоянно подвергаются угрозе размыва. Поэтому необходимо предусмотреть мероприятия по их предупреждению - укрепление откосов берегов от размыва.
Результатом воздействия на грунты на площадках мостовых переходов может быть пучение и дефляция.
Чтобы этого не произошло, необходимо предусмотреть вертикальную планировку песком. Отсыпка площадки производится методом «от себя» с послойным уплотнением грунта с тем, чтобы естественная влажность грунта и ее почвенно-растительный слой не нарушались.
Фундаменты всех зданий и сооружений – металлические ростверки по сваям из стальных труб.
|
|
Эстакады коммуникаций и опоры на скважинах выполняются из металлических труб, которые вставляются в пробуренные скважины. Погружение свай предусматривается буроопускным способом. Скважина и внутренняя полость сваи заполняется цементно-песчаным раствором, защита от морозного выпучивания обеспечивается за счет глубины погружения и конструкции свай, а также за счет применения, в необходимых случаях, противопучинных мероприятий.
Применение более эффективных мер по предотвращению развития инженерно-геологических процессов и явлений, строгое соблюдение проектных решений и рекомендаций является необходимым условием для успешного и наиболее экономичного обустройства данных объектов.