Заключаемые контракты зачастую зависят от статуса контрагентов

Пример:

Привилегированный контракт, который может предлагаться давним партнером, партнером, который имеет высокую репутацию, личные связи между субъектами деятельности. Таким партнерам могут предлагаться скидки, дополнительные услуги, то есть задействуются те механизмы, которые не укладываются в схему формальных отношений.

Что касается новичков рынка или с фирмами, не имеющими статуса на рынке, с ними заключаются даже дискриминационные контракты для минимизации потенциальных потерь.

6. Следующий этап – Поддержание деловых соглашений – это важный и значимых аспект деятельности хоз субъектов, который включает:

- контроль за их выполнением

- контроль за соблюдением обязательств, взятых на себя сторонами

- применение санкций за невыполнение заключенного соглашения.

Поддержание таких соглашений может осуществляться публичными способами и непубличными (частными) способами.

Публичные способы – в случае невып обяз – обращение в гос структуры, судеб органы, правоохранительные органы, арбитражные органы или к посредникам (третейский суд, деловые ассоциации). Основная черта – имеющиеся конфликты выносятся на публичный уровень и решаются открыто.

Непубличные способы (частные):

- предоставление дополнительных услуг, которые не оговорены в контракте

- оплата услуг или товаров незадекларированными теневыми средствами (черный нал)

- смягчение контрактных условий в пользу контрагентов, то есть предоставление непредусмотренных ранее скидок, премий, отсрочка платежей

- применение неформальных переговоров, апелляция к нормам деловой этики

- давление на контрагентов с помощью компрометирующих материалов, распространяемых в СМИ

- применение силовых санкций в форме угроз или прямого насилия (используются криминальные структуры или силовые структуры)

Таким образом, правила обмена привносят в отношения между субъектами рынка неэкономический аспект, помимо экономического.

Неэкономический аспект подразумевает (использование социального капитала в рыночных отношениях):

- отношения доверия и взаимных обязательств,

- взаимной помощи и поддержки,

- дружбы и личной привязанности,

- политическая лояльность

Правила обмена регулируют отношения между хоз объектами. Эти отношения могут быть даже не прибыльными, но зато там действуют взаимная привязанность, доверие и т.д.

В связи с этим следует говорить о том, что на рынке действуют формальные и неформальные правила.

Формальные правила утверждаются субъектами, обладающими правами собственности и определенной степени властью. Формальные правила фиксируются в законодательстве, приобретают статус правовых норм, являются всеобщими, публичными и являются транспорентными (прозрачными).

Соответственно сущ общеизвестные механизмы соблюдения таких правил и санкции за их невыполнение:

- неприкосновенность частной собственности – главный субъект, устанавливающий такие правила, это гос-во.

Неформальные правила, в основном, не фиксируются ни в каких документах. Не имеют правового статуса и принудительной силы. Их соблюдение строится, в основном, не на государственном урегулировании, а на социальном капитале. Зачастую эти правила даже не проговариваются, а подразумеваются, что необходимо действовать определенным образом.

Новые участники рынка, если хотят получить доступ к рынку, вынуждены соблюдать эти правила, поскольку в противном случае с ними просто не будут сотрудничать.

Правила обмена, которые регулируют отношения между участниками рынка.

Как формальные так и неформальные правила по степени охвата разделяются:

- общие правила

- частные (партикуляристские) правила

Формальные правила:

- общие правила представлены в законодательстве и других правовых актах

- частные правила прописываются в деловых контрактах или соглашениях, определяющих права и обязанности подписавшихся сторон

Неформальные правила:

- общие – социальные нормы

- частные - это деловые договоренности между конкретными участниками рынка (неконтрактные составляющие контрактных отношений)

  Тип связей
Общие Частные
Правила Формальные Законы Контракты
Неформальные Социальные нормы Деловые договоренности

На основе формальных и неформальных правил строятся формальные и неформальные практики повседневности.

Формальные практики выполняют определенную роль по отношению к неформальным практикам:

1. Ограничивают или сдерживают распространение неформальных практик

2. Постоянно стимулируют возникновение новых неформальных практик

Через формальные практики - практики неформальные обретают публичность и в результате превращаются в практики формальные. Формальные практики выросли в свое время из практики неформальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: