Правила обмена регламентируют порядок взаимодействия между независимыми участниками рынка.
В частности они охватывают такие формы взаимодействия:
1. Поиск и отбор деловых партнеров и клиентов
2. Стратификация партнеров и клиентов
3. Заключение контрактных и неконтрактных деловых соглашений
4. Поддержание этих соглашений
Этапы:
1. Поиск и отбор клиентов осуществляется путем предоставления информации о себе и сбор информации о контрагентах (другие субъекты рынка и клиенты).
Виды предоставления информации о себе:
- реклама
- специальные меря по продвижению своих продуктов
- информация из уст в уста (от одного клиента другому)
2. Сбор информации о других субъектах и возможных партнерах осущ через:
- сбор и анализ имеющегося на рынке предложения продукта (товары или услуги)
- о ценах на эти продукты (товары и услуги)
- путем проверки платежеспособности и кредитной истории потенциальных партнеров
- субъективные впечатления от общения и личных переговоров, которые выступают главным моментом
|
|
3. Сбор инф о потенциальных клиентах:
- маркетинговые исследования
4. Далее проводится стратификация возможных партнеров – выстраивание от наиболее предпочтительных до тех, с кем этого делать не стоит, по приоритетности и желаемости.
Этап заключения деловых соглашений с партнерами
Любой субъект, который предложит наилучшие условия, с точки зрения выгоды и издержек, может стать деловым партнером. При этом, в любой момент, на его место может прийти другой партнер, который предложит наиболее выгодные условия, исходя из свободной конкуренции.
Для социологов важное значение имеет:
- доверие между участниками рынка,
- идентификация их в глазах друг друга.
Исходя из этого, зачастую речь ведется не только о формальных контрактах. Но и о так называемых, отношенческих контрактах.
Формальные контракты – более-менее унифицированы и в них прописываются схожие принципы.
Неформальные соглашения или неявные контракты, в которых отражаются те моменты сотрудничества, которые партнеры не хотели бы подвергать огласке и делать достоянием общественности.