Основные понятия и определения. Безопасностьжизнедеятельности - область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от нихчеловека в любых условиях его обитания

Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания. Опасность - ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду. Риск - темп реализации опасностей определенного класса. Риск может быть определен как частота (разномерность - обратное время) или как вероятность возникновения одного события при наступлении другого события (безразмерная величина). Безопасность - состояние деятельности, при котором с

определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности. Потенциальный - возможный, скрытый.

Причина - событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием. Система совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели. Условия деятельности - совокупность факторов среды обитания, воздействующих на чел

Ущерб здоровью - это заболевание, травмирование, следствием

которого может стать летальный исход, инвалидность и т. п.

Цели - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий. Опасности, как предмет изучения БЖД. ВСЯ совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. I1MeHHo деятельность отличает человека от всех других живых организмов. Деятельность - это специфически человеческая форма активности. Деятельностью занимаются все явления воздействия и другие процессы, вызывающие нежелательные последствия, называются опасностями.

2 трудовой кодекс ТК РФ) определяет основные направления гос.политики в области охраны труда,которы которыми являются:обеспчение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация фед.законов и иных норм.прав.актов суб

об охране труда, также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальн целевых программ улучшения условий и охраны труда;

госуда ственное управлевие охраной труда' гос надзор и контр за соблюдением требова охраны труда' содействие общественному контролю за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны тру да;

расследование несчастных случаев на производстве

профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. также членов их семей на основе обязательного социальногострахованвя работников от несчастных случаев на производстве и профессиональ заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вреднь или опасными условиями трудз, неустранимыми при современно техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда, деятельности ­области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного работы по улучшению условий и охраны труда; участие государства в финансировании мероприятий. по труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по труда; организация государственной статистической отчетности условиях 'труда, о производственном травматизме, профессионально заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной

охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных

и технологий, производство средств индивидуальной и

ективнзащиты работников; становление порядка обеспечения работников средствами идуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми ениями и устройствами,. Трудовой кодекс определяет единый на всей территории страны ок регулирования отношений в области охраны труда между дателями и работникаминезависимо от форм собственности, сферы гос деятельности и ведомственной подчиненности пяий,организаций~

овные положения установленного Трудовым кодексом порядка -вания в области охраны труда заключаются в следующем: определение управления охраной труда на государственном уровне и. -ровне предприятия; установление обязанностей работодателей по обеспечению безопас­условий труда, а работников по выполнению требований пасности; проведение обучения и инструктажа работников охране труда и ведение медицинских осмотров; определение ответственности работодателя за вред, причиненный.ботнику трудовым увечьем, ответственности за невыпопнение мативных правовых актов по охране труда; предоставление льгот и компенсаций работникам за тяжелые работы работы с вредными и опасными условиями труда; определение основных функций и ответственности органов ударственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и

-ормативных правовых актов по охране труда. _ _

Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации здан сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ СИЗ, которые он должен предоставить работникам при необходимос обеспечить санитарнобытовое илчебпрофилактическ обслуживание работников, установленное законодательством. Работодатель не имеет права применять новые сырье и материал не прошедшие экспертизу их влияния на человека 3Оновные принципы гос.пол Основополагающим документом отечественного права в целом, в ""'ОМ числе и в области охраны труда, является Конституция Россий­ой Федерации. Являясь Основным законом, она обладает высшей иди ческой силой. Все остальные законы и иные нормативные ак­-ы государственных органов издаются на основе и в соответствии с онституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает, что «человек, о права и свободы являются высшей ценностью. Признание, собпю­дение и защита прав и свобод человека - обязанность государства»

Право каждого человека на безопасные и здоровые условия тру­аа. на охрану труда гарантируется как международными правовы­нормами, закрепленными Декларацией прав и свобод человека гражданина, так и статьями Конституции РФ. В перечень основных законодательных актов Российской Феде­ ии входят следующие:Конституция Российской Федерации от Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральный закон 181-Ф3 «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Федеральный закон «Об обязатель­ном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В организациях с численностью более 10 работников работодате­лями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работо-

дателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного ра­ботниками представительного органа. 4Комиссия по охране труда организует разработку раздела кол­лективного договора (соглашения) об охране труда, совместные дей­ствия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и професси­ональных заболеваний, а также проведение проверок условий и ох­раны труда на рабочих местах и информирование работников о ре­зультатах указанных проверок.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим ор­ганом и работает по плану, который подготавливается службой охраны труда, подписывается председателем и утверждается руководителем предприятия. Заседания комиссии рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. В план работы комиссии следует включать важнейшие вопросы охраны труда:

рассмотрение и оценку один раз в квартал состояния охраны тру­да в цехах, участках, лесопунктах, на предприятии в целом и опреде­ление дополнительных мер по повышению безопасности труда, улуч­шению культуры производства;

рассмотрение работы служб и подразделений, заслушивание от­четов ответственных должностных лиц о выполнении приказов, пред­писаний, планов мероприятий по охране труда;

рассмотрение вопросов организации соревнования за работу без травм и аварий', морального и материального поощрения работников за сошенствование охраны труда;

рассмотрение заданий цехам, участкам, лесопунктам по рациона­лизации рабочих мест, модернизации (замене) оборудования, не от­вечающего требованиям стандартов безопасности труда; рассмотрение предложений по проведению семинаров, школ пе­редового опыта, смотров, конкурсов по охране труда и культуре произ­водства;

другие вопросы с учетом конкретной обстановки на предприятии.

5 общ. И адм контроль зсобл.закон. Государственное управление охраной труда осуществ­ляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду или другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федераль­ными органами исполнительной власти осуществляется Правитель­ством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоста­влено право осуществления отдельных функций нормативного правового регулирования, или специальные разрешительные, надзор­ные и контрольные функции в области охраны труда обязаны согла­совывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом испол­нительной власти по труду. Управление охраной труда осуществляется на федеральном, от­раслевом, региональном уровнях, а также непосредственно на пред­приятиях.

основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Рос­сийскоа Федерации (Минздравсоцразвития России), на которое возло­ены функции по разработке государственной политики и норматив­о-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального азвития, труда, социального страхования, условий и охраны труда,

а также по ряду ДРУГИХ направлений. Минздравсоцразвития РОС­ ии принимает следующие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов охраны труда: перечень медицинских противопоказаний для осуществления от­дельных видов профессиональной деятельности и деятельности, свя­занной с источниками повышенной опасности; единый тарифно-квалификационный справочник работ и профес­Сий рабочих; перечень документации и материалов, представляемых на госу­дарственную экспертизу условий труда; предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работни­ками в возрасте до 18 леr, порядок обучения и проверки знаний требований.охраны труда работниками организаций и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ); положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на n роизводстве; межотрасле.вые правила и типовые инструкции по охране труда; критерии определения степени утраты профессиональной трудо­способности в результате несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний и ряд других. - Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социаль­ных отношений Минздравсоцразвития России. Подразделения по охране груда созданы в органах исполнитель­ной власти субъектов федерации и в территориальных подразделе­ниях Минздравсоцразвития России. Местная администрация в соответствии с федеральным законо­дательством «Надзор и контроль за охраной труда осуществля­ется через государственный надзор, ведомственный контроль и об­щественными организациями. В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры): Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая на­ходится в ведении Минздравсоцразвития России; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соци­ального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоц­развития России;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Рассмотрим основные надзорные ~ контрольные функции ука­занных служб и органов. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществ­ляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, Ростехнадзору предостав­лено право разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществля­ет надзор за соблюдением

на кото ого пиказом абото дателя (или уполномоченного им лиц возложе ны эти обязанности. 6.виды инструктажей -

водный инструктаж по охране труда проводится по программ разработанной на основании законодательных и иных нормативн правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельное организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (и уполномоченным им лицом). Первичный - ознакомление с конкретными видами безопасно труда на данном предприятии наданном рабочем месте, повод уковдитель работ.по программам, разработанным и утвным -­установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных

иных нормативных актов по охране труда, Повторный - п оходят все работники, н е месяцев по программа, разраоотанным для инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый - проводится руководителем работ в том случ когда имеют место изменения в техническом и технологическом процес при. поступлении нового оборудования, после того как произош несчастный случай и при перерывах в работе, более 30 календарных дн а для остальных работ более двух месяцев. При регистрации внепланово инструктажа в журнале указывают причину его проведения.

Целевой - при выполнении разовых работ, при ликвида последствий авар;1й~ стихийных бедствий и работ, на котор оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы: про ведении экскурсий на предприятии, в организации, массов мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнов и др.) проводит руководитель работ. Работник, проводивший инструк

и инструктируемый (инструктируемые) подписываются в наряде- допус с указанием времени (в часах) и даты начала работы, а при работе электролиниях и в электроустановках указывается и время окоич работы - в часах и минутах.

Про верка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа.осуществляется в виде экзаменов,зачетов,тестов.лица показавшие неудовл знания,к работе не допуск и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж. инсттрукция по охране труда-нормированный акт,устанавливающий требования по охране труда.разработчик-куководитель. 7Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невы­полнении обязательств по охране труда, предусмотренных колдого­ворами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с законо­дательством Российской Федерации. Различают следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор;

увольнение по соответствующим основаниям.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель дол­жен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В слу­чае отказа работника дать указанное объясне~ие составляется соот­ветствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного ме­сяца со дня обнаружения проступка. не считая времени болезни ра­ботника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

К административным взысканиям за нарушение требований ох­раны труда относятся административный штраф и дисквалификация.

мальных размеров оплаты труда.

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному догору, соглаше­нию влечет наложение административного штрафа в размере от трид­цати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение работодателем или его представителем обяза­тельств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны тру-

да предусматривает следующие виды наказаний: штраф;

лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью;

исправительные работы;

лишение свободы на определенный срок.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: когда на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, при чиненный работодателю при исполне­нии работником трудовых обязанностей;

9 Риск - количественная оценка опасности. Количественная оценка (примевительяо –криску) зтОотношения числа тех или иных неблагоприятных последствий n к их возможному числу N за определенный период времени.

Различа ют риск индивидуальный и социальный:

.. ин диви дуаЛьнЫй риск характеризует опасность определе вида для отдельного индивидуума;

- социальный (групповой) риск-это риск для группы людей.

сопровождаются большим числом человеческих жертв.

1.7 Концепция приемяемого риска

Суть встре млении общества к такому малому уровню безопасности, которое -:цество приемпет в данный момент времени. Приемлемый риск - это стота реали~аций опасностей, которая сочетает в себе технические, номические, экологические и социальные

10управление риском Совершенствование технических систем и объектов;

Подготовка персонала;

Ликвидация чс.

страхование; денежную компенсацию ущербов; платежи за риск

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I - предварительный анализ опасности (ПАО). Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е, исключить опасности, которые не будут изучаться.

12Теплообмен в организме человека и причины его нарушения

технологиче­ские процессы протекают при разных метеорологических условиях.

Количество выделяемого организмом тепла зависит от многих факторов и, в частности, от фиэического состояния здоровья чело­века, тяжести и напряженности труда и возраста. Если приход и расход тепла не сбалансированы, тепло накапливается в организме, что может приве­сти к тепловому удару или, наоборот, к переохлаждению организма.

Теплообмен не меняется в пределах температуры воздуха 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: