Лекция 27. Телекоммуникационные технологии

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Подобная система подачи изучаемого материала распространяется и в нашей стране и приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами: российские студенты менее привыкли к видео, чем западные; если материалы курса состоят из книги и видеокассеты, то российский студент, скорее всего, сначала примется за книгу, а уж потом - за видеокассету.

Если в учебном курсе необходима визуальная информация, и ее невозможно предоставить студенту в печатном виде, то тогда необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой.

В современных условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет видеоаппаратуру; есть множество пунктов видеопроката, где население может арендовать видеокассеты с записями. По тому же принципу, например, можно создать центры дистанционного обучения, где можно будет получить в прокат видеопленки с обучающим материалом.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов. К сожалению, данная технология может применяться только для большой аудитории, например, для изучающих иностранные языки или основы каких-либо наук. Трудно использовать национальное или даже городское телевидение для курсов более узкой направленности.

Кабельное телевидение широко распространено в крупных городах. Большинство населения этих российских городов ощутило его пользу, поскольку вещание ведется примерно 4-6 часов в день. Студии кабельного телевидения могут стать центрами распространения тех видеоматериалов, которые не разрешено копировать.

Многие обучающие теле- и радиопрограммы передаются через спутниковое телевидение. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Асинхронная система общения между преподавателем и студентом, основанная на различных формах телефонии, необходима для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время. Одним из видов асинхронного телефонного общения является голосовая почта. При использовании данного средства ИКТ студент звонит по определенному номеру телефона, и его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую студенты, в свою очередь, могут прослушать в асинхронном режиме.

Голосовая почта широко используется в дистанционном обучении. На данный момент наиболее популярным видом асинхронных средств ИКТ являются глобальные телекоммуникационные компьютерные сети. В Этой связи достаточно очевидной становится образовательная актуальность использования международных и национальных сетей типа Internet, Bitnet, TUNet.

Оперативное общение преподавателей и студентов с помощью современных средств компьютерных телекоммуникаций является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода.

Задание: изучить параграф 6.1 уч.Цвет., стр. 286-291. Ответить на вопросы стр. 292, вопр. 1, 2, 4 и 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: