Древний Восток

Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.Ко II — I тыс. до н. э. у древневосточных обществ, как отмечает проф. В. М. Строгецкий, сложилась деспотическая форма правления, основанная на разветвленной бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности[1]. В 1933 году акад. В. В. Струве произвёл переворот в исторической науке, обосновав рабовладельческий характер производства в обществах древнего Востока (до этого главенствовала теория извечного феодализма восточных государств).

КОЛХИ

Колхи — собирательное название древнекартвельских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья[1].Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать об этом родстве как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян.

— Геродот «История» Книга вторая, гл.104

Назову еще одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи.

— Геродот «История» Книга вторая, гл.105Предположительно колхи говорили на колхском языке, родственном мегрело-лазскому, а по наименованию этого племени античные авторы называли Западную Грузию Колхидой (греч. Κολχίς, Colchis, груз. კოლხეთი, Колхе́ти).В урартских надписях VIII века до н. э. сообщалось о том, что первым объединением местных племён стала Колха.В VI веке до н. э. здесь было создано Колхидское царство.В VI веке до н. э. Скилак по порядку перечисляет племена черноморского побережья Кавказа, а именно синдов, керкетов, торетов, гениохов, кораксов, меланхленов, гелонов, и за ними упоминает колхов [2]Колхи. А за этими колхи и полис Диоскуриада, и греческий полис Гиэнос, и река Гиэнос, и река Херобий, река Хоре, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев в большой варварский город, откуда была Медея; там есть река Рис, река Йсис, река Лайстов, река Апсар.Бидзеры. После же колхов живут бидзеры и река дааранов и река ариев.»

ДИАОХИ

Диаоха (Диаохи) — древний регион на юго-западе Закавказья, граничивший с южными границами Колхиды и северо-западными границами Урарту. Диаоха упоминается в ближневосточных источниках в XII—VIII веках до н. э. В ассирийских надписях упоминается как Диаэна. Населяли этот регион хурриты[1][2][3][4][5], которых греки называли «таохами» (отсюда происходит название исторической области Тао). Столицей Диаохи являлся город Зуа.Первое упоминание относится к 1112 году до н. э., когда ассирийский царь Тиглатпаласар I совершил поход на север, к Чёрному морю: «Всех царей я захватил в плен живыми. Их всех я пощадил, сохранил жизнь, но оставил в заложниках их сыновей. Я обложил их данью — в 1200 лошадей и 2000 голов крупного рогатого скота и отправил их в свои страны. Сиена — царя страны Диаэны, который не повиновался ассирийскому божеству, связанного я отвез в мой город Ашшур и там пощадил его. Когда покорился он великим божествам, я отпустил его». В 845 году до н. э. на эту территорию вновь пришли ассирийцы, и Салманасар III покорил её.Однако вскоре Диаоха стала объектом экспансии царей Урарту Менуа и Аргишти I. В ходе военного похода область была присоединена к Урарту. В VIII веке до н. э., уже после разгрома, учинённого урартами, северные земли Диаохи предположительно вошли в состав Колхиды[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: