Влияние на систему можно оказывать, реализуя функции управления (анализ, планирование, организацию деятельности, учет, контроль и т.п.), воздействуя па элементы системы, на отношения между элементами, воздействуя и изменяя свойства системы и ее элементов, воздействуя на любые виды обеспечения деятельности, формирования, развития системы и ее элементов, на ситуацию. Чаще всего влияние на систему осуществляется комплексно, и с применением ряда способов, и с направлением воздействия па ряд локальных объектов системы. Об этом говорилось в главе 1 настоящего учебника. Здесь обратим внимание на состав групп интересов.
Влиятельные индивиды и группы влияния — это отдельные личности и группы людей, способные оказать воздействие на формирование, функционирование и изменение этической системы организации. Существует множество определений групп влияния (стейкхолдеров), чаще всего это любая группа или индивид, которые могут влиять на деятельность организации. Группы влияния — это еще и совокупность личностей, лидеров мнений по определенной и исследуемой тематике. В рассматриваемом случае будем считать такими влиятельными личностями руководителей организации разного уровня (менеджмент), а группами влияния — группы, команды руководителей, привносящие свои этические представления в этическую систему подчиненного им коллектива или организации в целом и способные инициировать и проводить изменения этических систем подчиненных групп людей.
|
|
Очевидно, что у любой организации имеются группы интересов. Приведем для примера перечень групп интересов компании, занимающейся разработкой программных продуктов:
1) общество;
2) профессиональные ассоциации;
3) местные потребители;
4) зарубежные потребители;
5) местные конкуренты;
6) СМИ;
7) акционеры;
8) владельцы;
9) зарубежные конкуренты;
10) поставщики;
11) торговые группы;
12) сотрудники (профсоюзы);
13) местные (федеральные) правительства;
14) зарубежные правительства;
15) инвесторы;
16) суды;
17) группы особых интересов;
18) партнеры;
19) кредиторы;
20) интернет-компании.
У этих групп разные ожидания, мотивы, возможности, ответственность. Как известно, создание организации связано в основном с удовлетворением потребностей клиентов (потребителей), хозяев (акционеров), персонала. Также очевидно, что интересы этих групп достаточно противоречивы, а группа "персонал" еще и неоднородна (администрация представляет обычно интересы владельцев, а не остальных работников). Более того, даже интересы менеджмента и интересы владельцев могут не совпадать: акционеры часто предпочитают разумный риск, а менеджеры — стабильность и предсказуемость. Выявлять состав групп интересов, степень их значимости для организации, их интересы, возможности удовлетворения интересов, способы согласования противоположных интересов приходится руководству организации, и эта сложная деятельность обычно включает в качестве факторов, влияющих на принятие решений, этические критерии, принципы, нормы.