Стратегические зоны хозяйствования: понятие и характеристика

Внедрение в практическую работу предприятий стратегического планирования привело к значительной дифференциации их деятельности. Под дифференциацией следует понимать вид стратегии, направленный на расширение или изменение сферы деятельности.

По мере изменений в условиях конкуренции, снижения темпов роста, нестабильности технологий, появления ограничений социально-политического характера выросли и количество заданий стратегического характера, в результате чего увеличение новых видов деятельности уже не могло развязать спектра всех проблем. Поэтому с середины 1970-х годов внимание менеджеров переключилось из расширения и изменения возможных видов деятельности на манипулирование набором тех видов деятельности, что характерные для конкретного предприятия. Так возникло понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), которое объединяет в себе отрасли, среди которых фирма выбирала бы те или другие виды деятельности.

На ранних этапах выработка стратегии начиналась с изучения того, в какой именно отрасли работает фирма. Имелось в виду выяснения пределов, в которых работает фирма, и обозначение внешних пределов для роста и дифференциации. К началу 1970-х годов большинство средних и больших фирм превратились в комплексы, которые объединяли выпуск разнообразной продукции и выходили с ней на многочисленные товарные рынки. Если в середине века большинство рынков быстро развивались и хранили привлекательность, то в дальнейшем перспективы их развития оказались разными - от бума к упадку. Это объяснялось видоизменениями спроса, экономических, социальных и политических условий роста, конкуренции и темпов обновления технологий и тому подобное. Становилось очевидным, что продвижение фирмы в новые отрасли не поможет ей решить своих проблем. Поэтому при анализе и выборе стратегий в центр внимания ставили перспективы того набора отраслей, в которых фирма работала бы. То есть, первым шагом анализа стало не определение отрасли, в которой работает фирма, а выработка представлений о совокупности тех многочисленных видов деятельности, которыми она занимается. В качестве единицы такого анализа выступала стратегическая зона хозяйствования (СЗХ).

СЗХ - это отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. Первый шаг анализа заключается в определении пределов этой зоны и исследовании связей СЗХ со структурой и деятельностью фирмы. Результатом анализа является оценка перспективы, которая открывается в этой сфере любому достаточно опытному конкуренту с точки зрения нормы прибыли, стабильности и технологий.

Если фирма впервые обращается к концепции СЗХ, она должна решить такой важный вопрос, как характер взаимоотношений между СХЦ и подразделениями коммерческой деятельности. Как правило, между ними возникают недоразумение и противоречие в решении стратегических заданий. Во избежание этого, следует распределить отделы коммерческой деятельности между соответствующими подразделениями СХЦ. Это нужно для того, чтобы СХЦ отвечала не только за производство и реализацию стратегии, но и за получение такого результата, как прибыль. Это осуществила фирма "Дженерал Электрик". Однако новая организационная структура, которая сложилась в результате этого, не позволила одновременно и четко распределить ответственность.

Один из вариантов выхода заключается в реорганизации фирмы на базе СХЦ, чтобы каждому из них подчинялось одно подразделение коммерческой деятельности. Однако, невзирая на простоту, этот вариант имеет также свои проблемы. Они заключаются в выборе критерия, который бы делал выбранную стратегию эффективной. Идет речь о таких критериях, как эффективность развития фирмы за этим стратегическим направлением; эффективное использование технологий; уровень рентабельности. Существует угроза того, что реорганизация фирмы на базе СХЦ, максимизируя эффективность стратегического поведения, может снизить показатели рентабельности.

Проблема распределения деятельности между организационными составляющими фирмы является сложной и ее решение должно привязываться к конкретным условиям. Однако опыт передовых зарубежных фирм свидетельствует, что концепция СЗХ и СХЦ - это необходимый инструмент, который обеспечивает четкое представление о том, которым в будущем может стать окружение фирмы.

Вот, следует подчеркнуть, что:

- во-первых, стратегическая зона хозяйствования является важным компонентом стратегического управления. Ее введение объясняется тем, что простая диверсификация не дает возможности избежать изменений и угроз для фирмы от внешнего окружения и, соответственно, сделать обоснованную постановку стратегического задания. Для эффективного решения заданий стратегического управления следует выделить такой сегмент окружения фирмы, который бы включал перечень отраслей и видов деятельности таким образом, чтобы стратегические задания четко структуризированы. В этом случае появляется возможность четкого определения рынков деятельности, сфер спроса, видов продукции и технологий. Все эти элементы должны органично объединяться в СЗХ;

- во-вторых, использования СЗХ как компонентов и инструмента стратегического управления в организационном плане должно осуществляться стратегическим хозяйственным центром (СХЦ). От того, насколько конкретизированные взаимоотношения СХЦ с другими подразделениями фирмы, зависит эффективность функционирования фирмы в целом.

Следовательно, возникает проблема выбора такой системы управления, которая бы давала возможность эффективного функционирования СХЦ.

17. Целевые программы и проекты как инструмент реализации плановых стратегий

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам.

Общегосударственные программы – программы достижения крупных общенациональных целей, охватывающих все сферы общественной жизни.

Функциональные программы – многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей.

Региональные и муниципальные программы – программы, разрабатываемые в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

Главное назначение целевых программ — быть инструментом реализации процессов бюджетного планирования и учета.
Таким образом, активное использование правительством Российской Федерации в своей деятельности в сфере регулирования национального социально-экономического развития функций стратегического управления (прогнозирование, стратегическое социальноэкономическое планирование, программирование и среднесрочное бюджетное планирование, ориентированное на результат), а также острая потребность региональных органов власти в четком механизме взаимодействия с федеральным центром по стратегическим вопросам развития обусловливают необходимость совершенствования сложившейся на сегодняшний день системы государственного стратегического управления развитием субъектов Федерации [2, с. 110].
В соответствии с посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен дополняться содержательным анализом достигнутых результатов.
Применение программно-целевого подхода в практике территориального управле-
ния связано с наличием проблем, которые не могут быть решены в инерционном режиме функционирования социоприродохозяйствен-ных систем на мега-, макро- и мезоуров-нях.

По уровню государственного управления можно выделить следующие типы федеральных целевых программ:
- региональные программы общефедерального значения, реализуемые на территории большинства крупных экономических районов;
- региональные программы межрегионального значения, реализуемые на территории смежных экономических районов;
- региональные программы развития субъекта РФ;
- региональные межмуниципальные программы;
- локальные программы развития муниципального образования.

В разрабатываемых целевых программах наряду с некорректными формулировками либо невозможностью измерить или проверить конечный результат главным недостатком является отсутствие конечного показателя или замена его каким-либо
непосредственным, который так или иначе характеризует реализацию программных мероприятий.
А.Г. Гранберг справедливо отмечает, что организация и механизмы реализации программ, особенно региональных, требуют значительного усовершенствования. Необходим ряд мер, которые вполне возможно осуществить в самое ближайшее время. Так, следует значительно сократить число принимаемых региональных программ. Это прежде всего касается федеральных программ для регионов — субъектов РФ, так как, по заключению экспертов, подавляющая часть регионов может разрабатывать собственные программы без целевого привлечения средств федерального бюджета.
Оценка целевой программы, связанная с анализом ее влияния на социально-экономическое развитие региона, преимущественно формируется на стадии конечной оценки и определяет совокупный результат воздействия программы на все сферы общественной жизни. Важно учитывать общественное мнение, поскольку население является основным потребителем предоставляемых в рамках программы государственных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: