Стратегический контроль - это особый вид управленческой деятельности на предприятии, состоит в наблюдении и оценке прохождения процесса стратегического управления, который обеспечивает достижение поставленных целей и исп ния выбранных стратегий путем установления устойчивой обратной связью.
Главная цель стратегического контроля - способствовать сближению фактических и необходимых результатов работ, выполняемых есть обеспечивать выполнение задач (достижения целей) предприятия
Потребность в стратегическом контроле обусловлена, с одной стороны, правильностью реализации выбранной стратегии и соответствия ее поставленным целям, а с другой, - соответствия условиям динамичной внешней среды и обеспечения своевременной реакции на ны.
Контролируется ходе выполнения мероприятий стратегического плана: сроки, затраты, качество
Особенностью именно стратегического контроля является то, что основные предметы контроля - это содержание стратегий, состояние потенциала предприятия, цели и миссия
|
|
Контрольные операции носят аналитический и оценочный характер
Контрольные оценки служат основой для принятия координационных решений, т.е. системы управленческих решений по планам, организацией и стимулированием участников стратегического проекта
Основными задачами стратегического контроля являются:
- установление контрольных точек оценки выполнения стратегии и определения для них уровня расходов;
- отвод приоритета оценке окупаемости затрат, а не выполнение бюджета при контроле финансировании стратегических мероприятий;
- проведение оценки окупаемости затрат в каждой контрольной точке в течение прогнозируемого жизненного цикла продукции.
термин «контроллинг» более информационно емкий и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.
В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:
· адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
· согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
· координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;
· создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
· создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
|
|
· адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а, кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой и управлением.
В России с 2001г. функционирует НП «Объединение контроллеров», которое предлагает рассматривать контроллера как навигатора руководителей при достижении целей, внутреннего консультанта и системного интегратора бизнес-процессов.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
· координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
· информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
· создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
· обеспечение рациональности бизнес-процессов.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
1. Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
· смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
· увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
· необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
· необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
2. Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
3. Информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
4. Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
«Пространство» контроллинга можно определить в системе координат по двум измерениям:
· количественному (объемному) – мере системной сложности задач управления;
· качественному – глубине проработки вариантов управленческих решений.