Фазы развития инвестиционного проекта

1 – предынвестиционная;

2 – инвестиционная;

3 – эксплуатационная (производственная).

Предынвестиционная фаза включает в себя:

- формирование инвестиционного замысла (генерацию идеи проекта), а также его инновационный и патентный анализ;

- технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта и составление его бизнес-плана. Самая важная и трудоемкая часть данной фазы;

- поиск потенциальных инвесторов и источников финансирования инвестиционного проекта;

- юридическое оформление инвестиционного проекта (регистрация предприятия-проектоустроителя);

- заключение договоров с заказчиками (подрядчиками).

Стоимость этих предынвестиционных работ в общей сумме капитальных вложений довольно велика. Она составляет 0,7% для крупных проектов и до 5% для малых. Эти расходы капитализируются и входят в состав предпроизводственных инвестиционных затрат, после чего через механизм амортизации относятся на себестоимость продукции проекта (предприятия).

Если предынвестиционная фаза – это период планирования и организации реализации инвестиционного проекта, то инвестиционная фаза – это его осуществление, формирование постоянных активов проекта, которое включает в себя:

- разработку проектно-сметной документации;

- строительство производственных зданий и сооружений;

- заказ и поставку технологического оборудования;

- его монтаж и пусконаладочные работы;

- найм и обучение персонала и другие затраты.

Эксплуатационная (производственная) фаза начинается с момента ввода в эксплуатацию основного оборудования и включает в себя пуск в действие предприятия, выход его на проектную мощность, а также выпуск и сбыт продукции запланированного качества и количества. Очевидно, что эффективность инвестиционного проекта будет тем выше, чем короче будет предынвестиционная и инвестиционная фазы и длиннее эксплуатационная. Окончанием жизненного цикла инвестиционного проекта может быть:

- выход проекта на самоокупаемость (см. рис. 3.1);

- ввод в действие объекта инвестирования, начало его эксплуатации и использования результатов выполнения проекта. Подобными примерами могут быть сдача в эксплуатацию объектов социальной сферы (школ, больниц) и природоохранных объектов;

- начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация объекта инвестирования);

- вывод объекта инвестирования из эксплуатации (ликвидация проекта). Причинами этого могут быть истечение срока амортизации основных фондов, моральное устаревание производимой в рамках проекта продукции, насыщение рынка и т.д.

6. Уровни планирования в инвестиционном проектировании. Виды планов.

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.
Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределенностью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме того, в планах могут быть ошибочные решения, и их необходимо корректировать.
Планы организации различают по назначению, содержанию и периодам действия.
По назначению выделяются планы:
определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;
разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.
По содержанию планы отражают:
основные направления развития организации;
отдельные проблемы;
детальную программу производственно – хозяйственной деятельности.
По периодам действия планы могут быть: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
На предприятиях РФ действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план.
Так и планирование имеет свои виды:
В зависимости от длительности (сроков) планового периода:
Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;
Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;
Краткосрочное планирование:
Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)
Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).
В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
1. Планирование производства;
2. План сбыта;
3. План материально-технического снабжения;
4. Финансовое планирование.
С точки зрения организационной структуры предприятия:
1. Общее планирование деятельности фирмы;
2. Планирование деятельности отдельных подразделений;
3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач:
1. Стратегическое или перспективное планирование;
2. Среднесрочное планирование;
3. Тактическое (текущее или бюджетное).

7.Бизнес-план инвестиционного проекта: цель его разработки и содержание разделов.

Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содер­жащий в структурированном виде всю информацию о проекте, не­обходимую для его осуществления. Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности

Сегодня потребность в бизнес-плане четко прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации гос. предприятий; разработка проектов создания част­ных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составле­ние проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприя­тия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изу­чить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оце­нить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с воз­можными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкла­дывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их пре­одолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализа­ции проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанали­зировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалис­тичность. В международной практике считается, что без бизнес-пла­на вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Разделы бизнес-плана и их содержание.

Примерная структура б/п:

- титульный лист;

- меморандум о конфиденциальности;

- аннотация – краткая информация о проекте, служащая для первичного ознакомления;

- раздел 1: раскрывается суть и эффективность проекта, основные источники его финансирования и возможности реализации;

- раздел 2: описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры;

- раздел 3: описывается область применения данной продукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т.д. (в некоторых б/п разделы 2 и 3 м/б объединены);

- раздел 4: маркетинг и сбыт продукции: рассматривает требования потребителей к продукции, стратегию продвижения на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов;

- раздел 5: производственный план: анализируются возможности осуществления производства по проекту – наличие площадей, технологии, необходимых ресурсов и инфраструктур, а также требуемого кадрового обеспечения;

- раздел 6: организационный план: дает представление о команде управления проектом и ведущих специалистов, о возможных партнерах о реализации проекта, а также демонстрирует правовое обеспечение и имеющиеся льготы;

- раздел 7: финансовый план: содержит нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит калькуляцию с/с продукции, источники финансирования с схему выплат по кредитам;

- раздел 8: раскрывает направленность и значимость проекта; в нем также приводятся показатели эффективности реализации проекта (В некоторых б/п разделы 7 и 8 объединены);

- раздел 9: описывает предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам;

- приложение к б/п: включают документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащуюся в б/п.

Как правило, к б/б прилагаются копии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: