Самара, 2012

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Самарский государственный университет»

РЕФЕРАТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РФ ПО УКРЕПЛЕНИЮ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Выполнила студентка

09308.10 группы

Чумакова Алима

Самара, 2012

Международное право развивается, отражая происходящие в мире изменения. Сегодня в свете новых угроз третьего тысячелетия перед ним стоит задача адаптироваться к новой реальности, в том числе создать эффективные основы противодействия терроризму. События 11 сентября 2001 г., реакция на них международного сообщества и, в частности, Совета Безопасности ООН отразила необходимость совместной борьбы с террористическими группами всех заинтересованных государств. РФ не стала исключением, она одной из первых столкнулась с проявлением терроризма – это события и в Северной Осетии, и взрывы в московском метро, и взрыв в аэропорту Домодедово…

Россия активно участвует в борьбе с международным терроризмом и внесла важный вклад в создание и укрепление международной антитеррористической коалиции, а также по разработке и принятию норм международного права. Во многом благодаря сбалансированной внешней политике России, ее твердой и последовательной приверженности решению ключевых мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества, верховенства международного права и укрепления центральной роли ООН удалось избежать раскола антитеррористической коалиции в связи с односторонней военной операцией США против Ирака. При решающем участии России были выработаны и приняты резолюции Совета Безопасности ООН, открывшие возможности выхода из острейшего иракского кризиса и восстановления единства мирового сообщества, в том числе в противодействии международному терроризму.

РФ ратифицировала разработанные и принятые в ООН при активном участии России Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года и Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. В Cовете Безопасности ООН при активном участии нашего государства была разработана и принята резолюция от 28 апреля 2004 года, нацеленная на недопущение попадания в руки "негосударственных субъектов" оружия массового поражения и средств его доставки. 13 апреля 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, что является инициативой России, продолжается работа над проектом антитеррористической конвенции.

Одной из составляющих внешней политики России стало участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая является способом коллективного обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, противодействия новым угрозам, терроризму. Устав Организации договорной коллективной безопасности, принятый в октябре 2002 года нацелен на то, чтобы ОДКБ вносила вклад в формирование системы коллективной безопасности в Европе и Азии и содействовала укреплению международного правопорядка, реализации целей и принципов Устава ООН и норм международного права.

Значимым стало создание Шанхайской организации сотрудничества, членами которой являются Казахстан, Китай, Киргизия, РФ, Таджикистан и Узбекистан. Россия внесла весомый вклад в международно-правовое оформление деятельности этой организации. В рамках ШОС были заключены следующие договоры:

· Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года;

· Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре 2002 года;

· Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества 2003 года.

19 сентября 2003 года вступила в силу Хартия ШОС, а 17 июня 2004 года были подписаны:

· Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества;

· Соглашение о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества;

· Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Россия приветствовала единогласное принятие Советом Безопасности ООН резолюции марта 2004 г. о реформе Контртеррористического комитета СБ ООН, касающейся борьбы с терроризмом и вновь принятое при ключевом участии России, закрепило КТК в качестве координирующего центра международного антитеррора под эгидой ООН и подтвердило единодушный настрой мирового сообщества на дальнейшее совершенствование механизмов всемирной организации по противодействию современным вызовам и угрозам.

Россия высоко оценивает значение единогласного принятия Советом Безопасности ООН другой антитеррористической резолюции 1526 (январь) по совершенствованию эффективности санкций в отношении талибов, "Аль-Каиды". Соавторами документа стали затем все члены СБ. В Москве обращают внимание на то, что в новой резолюции подтвержден призыв к совершенствованию взаимодействия и обмена информацией между "антиталибским" Комитетом и КТК.

По инициативе России в рамках СБ ООН разработана и принята в апреле 2004 г. резолюция 1540 о недопущении попадания оружия массового уничтожения и средств его доставки террористам. Принятие резолюции стало важным шагом в борьбе с распространением ОМУ. Новая резолюция обязывает каждое государство предпринять на своей территории конкретные меры по обеспечению безопасности ОМУ, средств их доставки, а также компонентов двойного назначения, надежно закрывает доступ к ним террористов.

Россия выдвинула инициативу разработки под эгидой ООН действенного Кодекса защиты прав человека от терроризма. Важным вкладом в реализацию российского предложения стало принятие в ходе 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции "Права человека и терроризм", где РФ, являясь соавтором, включила положения о праве каждого человека на защиту от терроризма и террористических актов, независимо от национальной принадлежности, расы, пола и религии, а также о недопустимости предоставления убежища лицам, виновным в совершении терактов.

Россия последовательно работает в интересах того, чтобы борьба с терроризмом являлась одним из стратегических приоритетов "восьмерки". В ходе саммита в Эвиане (июнь 2003 г.) принят План действий "Группы восьми" по укреплению международной политической воли и потенциала для борьбы с терроризмом. Созданная в соответствии с планом Группа контртеррористических действий при активном участии России прорабатывает вопросы оказания, в тесной координации с КТК СБ ООН, содействия в наращивании антитеррористического потенциала обратившимся за помощью государствам. Такое содействие охватывает различные сферы: от прямой финансовой поддержки мероприятий по наращиванию антитеррористического потенциала силовых и правоохранительных органов, помощи в разработке национального антитеррористического законодательства до экспертного содействия в подготовке кадров. Итогом Эвианского саммита стало принятие специального плана действий по предотвращению радиологического терроризма и обеспечению безопасности радиоактивных источников. Россия активно участвовала в разработке документа по безопасному и упрощенному порядку международных поездок, который наряду с упрощением формальностей пересечения национальных границ стран "восьмерки", предусматривает и внедрение нового поколения мер антитеррористической безопасности.

России выступает за создания общих с Евросоюзом пространств в сферах внешней и внутренней безопасности. Россия подчеркивает необходимость скорейшего начала практической работы по определению общих границ. Московский саммит Россия-ЕС (21 мая с.г.), придали существенный импульс продвижению в направлении создания общих пространств.

Заинтересованная в антитеррористическом взаимодействия с европейскими партнерами российская сторона придает большое значение заключению в ноябре 2003 года, в ходе Римского саммита Россия-ЕС, соглашения о сотрудничестве с Европейской полицейской организацией (Европол), нацеленного на расширение взаимодействия сторон в борьбе с транснациональной преступностью, включая терроризм и его финансирование.

Россия считает противодействие терроризму одним из основных направлений своих взаимоотношений с НАТО. Созданный в мае 2002 г. Совет Россия-НАТО (СРН) стал действенным инструментом сотрудничества с Альянсом в этой сфере. Взаимодействие в рамках "двадцатки" СРН позволяло совместно осуществлять поиск подходов к решению проблем противодействия новым вызовам и угрозам, укреплять потенциалы и России, и членов Альянса для их отражения. В рамках СРН, в первую очередь через Рабочую группу СРН по терроризму, налажено конкретное сотрудничество, в частности, в области обмена информацией о деятельности террористов и их организаций, опытом предупреждения терактов и борьбы с проявлениями терроризма, в вопросах оценки террористических угроз вооруженным силам, гражданской авиации, критически важным объектам инфраструктуры в евроатлантическом регионе, угроз применения террористами ядерного, биологического и химического оружия. В России рассчитывают на дальнейшее наращивание практического взаимодействия в борьбе с новыми вызовами и угрозами по линии взаимоотношений России и НАТО, в этом плане надеются на должную отдачу и преемственность в работе СРН в новом, расширенном формате "двадцати семи".

Россия поддерживает выделение Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) антитеррористического направления в число приоритетных в своей деятельности. Выработанные Организацией в прошедшие годы на министерских встречах - в Бухаресте, Порту и Маастрихте - решения и обязательства создают необходимые политические и юридические рамки такой работы. В Москве приветствуют принятие в ходе СМИД ОБСЕ в Маастрихте (1-2 декабря 2003 г.) Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности XXI века. Цель ОБСЕ Россия видит, в том числе, в должном мониторинге выполнения государствами-участниками их антитеррористических обязательств.

В рамках Совета Европы при активном участии России разработан протокол, вносящий поправки в обновленную Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. Протокол впервые в международно-правовой практике предусматривает создание специального механизма для отслеживания выполнения странами - членами СЕ обязательств по Конвенции, по выдаче террористов. Россия поддерживает инициативу разработки под эгидой СЕ всеобъемлющей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом. Россия на данном этапе готова, в соответствии с мандатом Комитета министров СЕ, совместно с партнерами работать "правовыми инструментами", нацеленными на заполнение существующих пробелов в международном праве и антитеррористическом сотрудничестве.

На завершающей стадии в России находится ратификация фундаментального Договора 1999 г о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом. Удовлетворены реализации Программы государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003 - 2004 гг. Первостепенное значение Росси придает деятельности и наращиванию отдачи Антитеррористического центра СНГ, в частности в сфере информационно-аналитического обеспечения антитеррористического взаимодействия.

Россия придает большое значение консультации по антитеррору с Канадой, Италией, Польшей, Францией, Ираном, Латинской Америки, Аргентиной, Венесуэлой, Колумбией, Панамой, Перу, Уругваем, Эквадором, Алжиром, Марокко, ЮАР, Саудовской Аравией, Израилем, Йеменом.

Подводя итог, можно сказать о том, что ведущая роль РФ в деятельности противостояния международному терроризму, обусловлена:

во-первых, тем, что в большинстве случаев террор – способ превентивного устрашения не отдельного государства, а всего мирового общества, поэтому борьба совместными усилиями государств с ним является эффективнее;

во-вторых, Россия относится к числу государств, на чьих территориях проявление террора - частое явление и она заинтересована в обеспечении безопасности своей территории, а также защите граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: