Учитывается общее время работы. Заслуживает внимания как слишком быстрое (до 1,5-2 минут), так и слишком медленное (более 15 минут) выполнение заданий. В первом случае правомерен вопрос о непринятии инструкции. В такой ситуации методику, по мере необходимости, можно повторить, но не ранее чем через 1,5-2 месяца. В случае затруднений и излишне медленной работы испытуемому можно помочь наводящими вопросами. При этом не следует проводить какие бы то ни было аналогии с его жизненной ситуацией, тем более преждевременно проводить вербальный анализ методики. Если испытуемый не просит первый лист - каракулю, то он будет рисовать персонажи по памяти. Здесь нужно фиксировать, что именно он вспоминает и в какой последовательности рисует. Если же испытуемый попросит первичный материал, тогда психолог протоколирует свои наблюдения за тем, как человек рассматривает каракули и что он видит на них уже в третий раз. Дополнительные инструкции к разглядыванию перепутанных линий не даются.
|
|
На этом этапе необходимо учесть следующее.
1. Как заполняется пространство листа:
а) фигуры расположены в ряд — горизонтальный,
вертикальный, внизу вверху, справа, слева, посе
редине;
б) фигуры по краю листа - по какому;
в) наличие центральной фигуры - какой именно;
г) порядок рисования, а следовательно, припоми
нания, узнавания или нового выделения образов
на каракулях.
2. Расстановка связей:
а) наличие связей - между какими предметами;
б) характер связей - цвет (красный, синий);
в) взаимность связей и их характер;
г) какие фигуры остались вообще не связанными
с другими;
д) какие фигуры имеют только однонаправленные
связи, указать их цвет и направление;
е) совпадает ли центральное положение фигуры
(если таковая имеется) с наибольшим количест
вом связей.
Этот пункт удобно протоколировать в форме таб-
лицы:
Односторонние позитивные | Взаимные позитивные | Односторонние негативные | Взаимные негативные |
Трубка с дымом -Мужской профиль | Ангел -Могила | Паутина -Ангел | Ребенок - Могила |
3. Характер рисования фигур:
а) сила нажима при рисовании;
б) степень прорисованное™ отдельных элементов
фигуры (тщательность рисования);
в) наличие штриховок;
г) размер фигур по отношению к размеру листа
и друг к другу.