Описание и анализ второго этапа

Второй этап содержит две серии и может прово­диться как сразу после первого, так и во время последую­щей встречи.

В первой серии клиенту предлагают еще один чис­тый лист бумаги (формат А4) и простой карандаш без ластика. Его просят простым карандашом отобразить на бумаге все те образы и фигуры, которые он видел или вновь видит на своих каракулях. Отмечается, что пере­рисовывать предметы так, как они представлялись на ка­ракулях, не нужно, достаточно их просто обозначить.





Тем самым испытуемому предоставляется возможность изобразить предметы так, как он хочет. Здесь обычно на­блюдаются изменение размеров фигур относительно друг друга и свободный характер рисования, что позво­ляет получить дополнительный материал для анализа. Каракуля дается в том случае, если клиент об этом про­сит. При этом ему надо сказать, что качество изображе­ния значения не имеет.

Вторая серия. По завершении этой работы испытуе­мому предлагаются два цветных карандаша или фломас­тера - синий и красный, и дается новое задание. Ему нуж­но расставить связи между предметами, имея в виду, что красный цвет - это позитивная связь, синий - негативная. Здесь важно соблюдать инструкцию: не заменять цвета на другие (оранжевый, розовый, фиолетовый, зеленый, чер­ный) и правильно обозначать связи. Связи должны быть направленными, то есть заканчиваться стрелкой, которая должна быть только с одной стороны - той, куда направ­лена связь. Если стрелки будут направлены в обе стороны на одной линии, то тем самым связь будет либо двусто-ронне положительной, либо двусторонне отрицательной, что чисто механически исключает возможность двусто­ронней разнохарактерной связи.

На данном этапе идет более глубокое, детальное, конкретное структурирование диагностируемого мате­риала. Время, так же как и на первом этапе, не ограничи­вается, но обычно не превышает 7-8 минут. Этот этап очень важный и серьезный, поэтому не нужно ограничи­вать человека во времени. Когда испытуемый расставля­ет связи, он, по сути, дает оценку отношениям между вы­деленными персонажами, которые, в свою очередь, явля­ются проекцией отношений объектов проблемной ситуации. А это требует сосредоточения, размышлений, рефлексии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: