Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................................................ 3

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ....................................................................................................................... 3

Глава 1. Предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы............................................... 3

1. Педагогика как наука и практика............................................................................................................................................................... 3

2. Что изучает психология?............................................................................................................................................................................... 6

3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики.......................................................................................................... 8

Глава 2. Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита..................................................................... 9

1. Психика и организм........................................................................................................................................................................................ 9

2. Сознание и подсознание............................................................................................................................................................................. 11

3. Механизмы психологической защиты.................................................................................................................................................... 13

Раздел II ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ............................................................................................................ 15

Глава 1. Ощущение и восприятие.................................................................................................................................................................. 15

1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации.................................................................................. 15

2. Ощущения: классификация, общие свойства........................................................................................................................................ 16

3. Восприятие, его виды и свойства.............................................................................................................................................................. 18

Глава 2. Внимание............................................................................................................................................................................................... 19

1. Общее представление о внимании. Теории внимания........................................................................................................................ 19

2. Сосредоточенность и развитие внимания.............................................................................................................................................. 21

Глава 3. Память..................................................................................................................................................................................................... 22

1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.................................................................................................................................. 22

2. Виды и особенности памяти...................................................................................................................................................................... 24

3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания............................................................................................................... 25

Глава 4. Воображение......................................................................................................................................................................................... 27

1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления.................................................................................................................... 27

2. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Функции воображения........................................................... 28

3. Воображение и мышление. Воображение и творчество.................................................................................................................... 29

Глава 5. Мышление............................................................................................................................................................................................. 31

1. Сущность мышления как познавательного процесса......................................................................................................................... 31

2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.............................................................................................. 33

3. Речь как инструмент мышления и средство общения......................................................................................................................... 34

Раздел III ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................................................................................................................................... 36

Глава 1. Личность................................................................................................................................................................................................ 36

1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"................................................................................................................................................................................................................................. 36

2. Исследования личности: этапы, научные подходы............................................................................................................................ 38

3. Структура личности. Социализация личности.................................................................................................................................... 40

Глава 2. Темперамент......................................................................................................................................................................................... 42

1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента............................................................................................... 42

2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность........................................... 44

Глава 3. Характер................................................................................................................................................................................................. 47

1. Понятие о характере. Физиологические основы характера............................................................................................................. 47

2. Структура характера. Черты характера................................................................................................................................................ 48

3. Акцентуации характера.............................................................................................................................................................................. 50

Глава 4. Способности.......................................................................................................................................................................................... 52

1.Понятие"способности". Структура и виды способностей.................................................................................................................. 52

2. Природа человеческих способностей..................................................................................................................................................... 55

3. Развитие способностей................................................................................................................................................................................ 56

Глава 5. Чувства и эмоции............................................................................................................................................................................... 58

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния.......................................................................................... 58

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека................................................................................................................ 61

3. Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция..................................... 62

Глава 6. Воля.......................................................................................................................................................................................................... 63

1. Общее понятие о воле. Теории воли........................................................................................................................................................ 63

2. Волевая регуляция человеческого поведения....................................................................................................................................... 64

3. Развитие воли у человека............................................................................................................................................................................ 66

Раздел IV ПЕДАГОГИКА....................................................................................................................................................................................... 67

Глава 1. Педагогика как теория обучения................................................................................................................................................. 67

1. Дидактика: понятие, основные функции................................................................................................................................................ 67

2. Принципы обучения..................................................................................................................................................................................... 68

3. Методы обучения.......................................................................................................................................................................................... 69

Глава 2. Педагогика как теория воспитания............................................................................................................................................ 70

1. Общее представление о воспитании........................................................................................................................................................ 70

2. Цели образования и воспитания............................................................................................................................................................... 71

3. Средства и методы воспитания................................................................................................................................................................. 72

Глава 3. Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия............................................................ 73

1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации.......................................................................................................... 73

2. Виды ситуационных отношений.............................................................................................................................................................. 74

3. Эмоционально-нравственное развитие личности............................................................................................................................... 76

Глава 4. Нравственно-психологический образ педагога...................................................................................................................... 76

1. Труд педагога: различные точки зрения................................................................................................................................................ 77

2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога............................................................................................. 78

3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов......................................................... 80

Глава 5. Семейное воспитание и семейная педагогика........................................................................................................................ 81

1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы.............................................................................................................. 81

2. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания............................................................................ 82

3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя........................................................ 83

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................................................................................... 86


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: