ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................................................ 3
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ....................................................................................................................... 3
Глава 1. Предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы............................................... 3
1. Педагогика как наука и практика............................................................................................................................................................... 3
2. Что изучает психология?............................................................................................................................................................................... 6
3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики.......................................................................................................... 8
Глава 2. Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита..................................................................... 9
1. Психика и организм........................................................................................................................................................................................ 9
2. Сознание и подсознание............................................................................................................................................................................. 11
3. Механизмы психологической защиты.................................................................................................................................................... 13
Раздел II ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ............................................................................................................ 15
Глава 1. Ощущение и восприятие.................................................................................................................................................................. 15
1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации.................................................................................. 15
2. Ощущения: классификация, общие свойства........................................................................................................................................ 16
3. Восприятие, его виды и свойства.............................................................................................................................................................. 18
Глава 2. Внимание............................................................................................................................................................................................... 19
1. Общее представление о внимании. Теории внимания........................................................................................................................ 19
2. Сосредоточенность и развитие внимания.............................................................................................................................................. 21
Глава 3. Память..................................................................................................................................................................................................... 22
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.................................................................................................................................. 22
2. Виды и особенности памяти...................................................................................................................................................................... 24
3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания............................................................................................................... 25
Глава 4. Воображение......................................................................................................................................................................................... 27
1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления.................................................................................................................... 27
2. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Функции воображения........................................................... 28
3. Воображение и мышление. Воображение и творчество.................................................................................................................... 29
Глава 5. Мышление............................................................................................................................................................................................. 31
1. Сущность мышления как познавательного процесса......................................................................................................................... 31
2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.............................................................................................. 33
3. Речь как инструмент мышления и средство общения......................................................................................................................... 34
Раздел III ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................................................................................................................................... 36
Глава 1. Личность................................................................................................................................................................................................ 36
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"................................................................................................................................................................................................................................. 36
2. Исследования личности: этапы, научные подходы............................................................................................................................ 38
3. Структура личности. Социализация личности.................................................................................................................................... 40
Глава 2. Темперамент......................................................................................................................................................................................... 42
1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента............................................................................................... 42
2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность........................................... 44
Глава 3. Характер................................................................................................................................................................................................. 47
1. Понятие о характере. Физиологические основы характера............................................................................................................. 47
2. Структура характера. Черты характера................................................................................................................................................ 48
3. Акцентуации характера.............................................................................................................................................................................. 50
Глава 4. Способности.......................................................................................................................................................................................... 52
1.Понятие"способности". Структура и виды способностей.................................................................................................................. 52
2. Природа человеческих способностей..................................................................................................................................................... 55
3. Развитие способностей................................................................................................................................................................................ 56
Глава 5. Чувства и эмоции............................................................................................................................................................................... 58
1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния.......................................................................................... 58
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека................................................................................................................ 61
3. Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция..................................... 62
Глава 6. Воля.......................................................................................................................................................................................................... 63
1. Общее понятие о воле. Теории воли........................................................................................................................................................ 63
2. Волевая регуляция человеческого поведения....................................................................................................................................... 64
3. Развитие воли у человека............................................................................................................................................................................ 66
Раздел IV ПЕДАГОГИКА....................................................................................................................................................................................... 67
Глава 1. Педагогика как теория обучения................................................................................................................................................. 67
1. Дидактика: понятие, основные функции................................................................................................................................................ 67
2. Принципы обучения..................................................................................................................................................................................... 68
3. Методы обучения.......................................................................................................................................................................................... 69
Глава 2. Педагогика как теория воспитания............................................................................................................................................ 70
1. Общее представление о воспитании........................................................................................................................................................ 70
2. Цели образования и воспитания............................................................................................................................................................... 71
3. Средства и методы воспитания................................................................................................................................................................. 72
Глава 3. Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия............................................................ 73
1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации.......................................................................................................... 73
2. Виды ситуационных отношений.............................................................................................................................................................. 74
3. Эмоционально-нравственное развитие личности............................................................................................................................... 76
Глава 4. Нравственно-психологический образ педагога...................................................................................................................... 76
1. Труд педагога: различные точки зрения................................................................................................................................................ 77
2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога............................................................................................. 78
3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов......................................................... 80
Глава 5. Семейное воспитание и семейная педагогика........................................................................................................................ 81
1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы.............................................................................................................. 81
2. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания............................................................................ 82
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя........................................................ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................................................................................... 86