Комментарий к статье 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

1. В самом общем виде правовое регулирование представляет процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.

Этот процесс основывается на предмете и методе правового регулирования.

Если предметом правового регулирования является определенная сфера общественных отношений, то под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения.

Как выяснили выше, предметом правового регулирования являются общественные отношения в области промышленной безопасности.

Методы правового регулирования закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.

Метод правового регулирования исследуемого законодательства носит императивный характер. Это способ властного воздействия на участников общественных отношений. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет особенности правового регулирования в области промышленной безопасности.

Во-первых, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется исключительно федеральными правовыми актами.

Во-вторых, такое правовое регулирование осуществляется следующими нормативными правовыми и иными актами:

- Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- другими федеральными законами;

- принимаемыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами Президента РФ;

- принимаемыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами Правительства РФ;

- федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

2. Пункт 2 статьи 4 комментируемого Закона практически воспроизводит положения части 4 статьи 15 Конституции РФ, определяющего приоритетное значение международных договоров РФ перед национальным законодательством.

3. Вышеизложенные требования позволяют систему законодательства РФ в области промышленной безопасности представить следующим образом, классифицировав нормативные правовые акты по юридической силе:

I. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

II. Конституция РФ.

III. Федеральные конституционные законы.

IV. Федеральные законы, кодифицированные акты (кодексы).

V. Нормативные правовые акты Президента РФ.

VI. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

VII. Нормативные правовые и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

К сожалению, ни Федеральный закон от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ни иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, не раскрывают определения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Вместе с тем, п.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не только делает ссылку на Правительство РФ, определяющее порядок разработки и утверждения федеральных норм и правил, но и определяет перечень обязательных требований, который устанавливается федеральными нормами и правилами. К ним относятся:

- обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе к работникам опасных производственных объектов;

- обязательные требования к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- обязательные требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

В соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности положения п.4 ст.3 комментируемого Закона применяются в отношении требований промышленной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании".

Так, согласно ст.49 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ требования промышленной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному исполнению до дня вступления в силу соответствующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

При этом Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 утвержденыПравила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые, в том числе распространяются и на федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

Так, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовоых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, а также в соответствии с Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 N 88, федеральные органы исполнительной власти могут принимать:

- нормативные правовые акты, понятие которых раскрывается в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации";

- акты, не нуждающиеся в государственной регистрации (куда в том числе относятся и нормативно-технические документы).

Главным отличием нормативного правового акта от иных актов, в том числе нормативно-технических, является то, что нормативный правовой акт содержит в себе правовые нормы, т.е. правила поведения, направленные на создание, изменение и прекращение соответствующих правоотношений. Именно правовая норма, а соответственно и нормативный правовой акт может содержать в себе права, обязанности, запреты и ограничения.

В свою очередь, понятие правовой нормы и нормативного правового акта раскрывается вПостановлении Государственной Думы от 11.11.96 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации":

- правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного и временного характера, рассчитанное на многократное применение;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: