Комментарий к статье 3. Требования промышленной безопасности

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает важные моменты.

Во-первых, он раскрывает определение "требований промышленной безопасности". Это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования.

Во-вторых, определяет перечень нормативных документов, в которых могут содержаться требования в области промышленной безопасности:

- Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- другие федеральные законы;

- принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты Президента РФ;

- принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты Правительства РФ;

- федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

В-третьих, презюмирует обязательность содержащихся в перечисленных документах требований промышленной безопасности.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень отраслевых норм, имеющих приоритетное значение перед требованиями промышленной безопасности. К ним относятся:

- нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- нормы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- нормы в области охраны окружающей среды;

- нормы в области экологической безопасности;

- нормы в области пожарной безопасности;

- нормы в области охраны труда;

- нормы в области строительства;

- обязательные требования, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать вышеуказанным нормам.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает исключение из общего правила, определенного в пункте 1 комментируемой статьи.

Так, в отношении объектов использования атомной энергии требования промышленной безопасности устанавливаются законодательством в области использования атомной энергии:

- Федеральным законом от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

- принимаемыми в соответствии с указанным Федеральным законом федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

4. Пункт 4 статьи 3 Закона определяет возможность отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и установления таких требований в ином документе - обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Комментируемый пункт определяет три случая, когда возможно отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта:

- в случае, когда требуется такое отступление;

- в случае, когда указанных требований недостаточно;

- в случае, когда указанные требования отсутствуют.

При этом возможностью отступления от требований промышленной безопасности можно воспользоваться при обязательном и одновременном соблюдении следующих условий:

1) отступления возможны только от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

2) отступления возможны только при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

3) отступления возможны только при наличии обоснования безопасности опасного производственного объекта, прошедшего экспертизу промышленной безопасности и получившего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.

Кроме того, пункт 4 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта содержит требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

2) содержащиеся в обосновании требования промышленной безопасности устанавливаются лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта;

3) обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

В дополнение к установленным требованиям, пункт 4 комментируемой статьи определяет ряд обязанностей, возлагаемых на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект:

1) не допускается применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии);

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в Ростехнадзор при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;

3) изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в Ростехнадзор в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

На сайте Ростехнадзора размещен разработанный проект приказа "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".

Согласно пункту 2 проекта Общих требований обоснование безопасности является основанием для разработки проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта.

Пункт 4 проекта определяет следующие случаи разработки изменений в обоснование:

- реконструкция, техническое перевооружение опасного производственного объекта, для которого ранее было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;

- изменения условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности должно разрабатываться лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора). При этом заказчик в техническом задании должен, помимо прочего, кратко обосновать необходимость разработки обоснования безопасности, а также требования, необходимые для его разработки. Обоснование безопасности должно содержать технические и организационно-технические нормы применительно к конкретному опасному производственному объекту. Технические требования, установленные в обосновании безопасности, должны быть конкретными, они должны также допускать возможность проверки их соблюдения.

Проектом планируется установить общие требования к структуре и содержанию обоснования безопасности опасного производственного объекта. Предполагается, что по общему правилу в обоснование безопасности должно будет включаться четыре раздела, а именно:

- общие сведения;

- результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы;

- условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;

- требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Предполагается, что в рамках общих сведений необходимо будет указать, в частности, перечень отступлений от требований федеральных норм и правил с обоснованием их необходимости и списком мероприятий, компенсирующих эти отступления, а также недостающие требования промышленной безопасности для данного производственного объекта.

При описании результатов оценки риска аварии необходимо будет указывать, кроме прочего, методологию анализа опасностей и оценки риска, перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска.

Описание условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта должно включать в себя, в частности, сведения о режимах нормальной эксплуатации опасного производственного объекта, о технологических защитах, блокировках, автоматических регуляторах, а также перечень систем противоаварийной автоматической защиты.

Предполагается, что разработке обоснования безопасности должно предшествовать определение принципиальных технических решений (относящихся как к объекту в целом, так и к его отдельным частям, инженерным конструкциям), анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного производственного объекта.

В Проекте предложено регламентировать вопросы, которые должны быть проанализированы в рамках экспертизы:

- соответствие обоснования безопасности требованиям, установленным в настоящих федеральных нормах и правилах, других федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности;

- полнота и достоверность информации, представленной в обосновании безопасности;

- соответствие информации фактическому состоянию опасного производственного объекта (для действующего объекта);

- обоснованность результатов оценки риска аварий, в том числе адекватность применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета анализируемых опасностей, правильность и достоверность выполненных расчетов по оценке риска, а также полнота учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

- достаточность мероприятий, компенсирующих отступления от требований промышленной безопасности;

- обоснованность условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;

- учет современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в требованиях, установленных в обосновании безопасности;

- полнота требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта.

Особого внимания заслуживает вопрос о конкуренции законодательства РФ о техническом регулировании и законодательства в области промышленной безопасности.

Как выяснили выше, требования законодательства РФ о техническом регулировании имеют приоритетное значение перед требованиями промышленной безопасности.

В свою очередь, при реализации законодательства о техническом регулировании необходимо четко определить сферу регулируемых отношений. В связи с чем необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации".

По своему содержанию указанная правовая норма разбивается на две части. В первой части обозначается перечень отношений, на которые действие закона не распространяется. Во второй части правовой нормы после слов "за исключением" обозначается перечень отношений, которые федеральный закон регулирует.

Итак, по общему правилу Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.

Вместе с тем, обозначенный Федеральный закон регулирует отношения в случаях разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Как видим, присутствует некоторая неопределенность в разграничении отношений, регулируемых законодательством в области промышленной безопасности, и отношений, регулируемых законодательством о техническом регулировании. Указанное, в свою очередь, порождает неопределенность в разграничении требований промышленной безопасности от требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.

Во-вторых, при реализации указанных выше требований также необходимо обратить внимание на то, что пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в новой редакции претерпел существенные изменения в июле 2011 года (определился новый круг отношений, на, которые действия закона не распространяются, в нашем случае - это отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики) а в последующем и в июле 2012 года (определился дополнительный круг отношений, на которые действия закона не распространяются - регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии).

До вступления в силу Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", а также Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О техническом регулировании" предусматривал более узкий перечень отношений, на которые действия этого закона не распространялись.

Принимая во внимание изложенное, при реализации действующего законодательства необходимо четко разделять следующие виды отношений:

-отношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

-отношения, возникшие после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

В-третьих, при реализации законодательства в сфере технического регулирования необходимо руководствоваться требованиями пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которому "если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации".

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд технических регламентов, которые можно разбить на две группы:

1)технические регламенты, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза.

На сегодняшний день в числе действующих технических регламентов Таможенного союза в рассматриваемой области можно выделить следующие:

- Технический регламент ТС "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823), вступил в силу с 15 февраля 2013 года;

- Технический регламент ТС "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 825), вступил в силу с 15 февраля 2013 года;

- Технический регламент ТС "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 875), вступил в силу с 15 февраля 2013 года.

2) технические регламенты, утвержденные постановлениями Правительства РФ и федеральными законами.

На сегодняшний день в число технических регламентов Российской Федерации, регулирующих рассматриваемую область отношений, относятся:

- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, утв. Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ;

- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утв. Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ;

- Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв.постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года N 870.

В свою очередь, Технические регламенты, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза действуют на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. Указанное международное соглашение имеет статус международного договора - было ратифицировано Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ и действует с 01.01.2012.

Согласно статье 5 Соглашения:

"1. Порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза устанавливается Комиссией.

2. Порядок введения в действие принятого технического регламента Таможенного союза и при необходимости переходные положения определяются техническим регламентом Таможенного союза и (или) решением Комиссии о его принятии.

3. Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются".

Согласно статье 13 Соглашения:

"Комиссия осуществляет с даты предоставления ей Сторонами соответствующих полномочий следующие функции:

утверждение единого перечня и порядка его ведения;

утверждение планов (программ) разработки технических регламентов Таможенного союза;

принятие, внесение изменений и отмена технических регламентов Таможенного союза;

установление порядка разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза;

утверждение порядка разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, предусмотренных в пунктах 2 и 3 статьи 6 настоящего Соглашения;

утверждение типовых схем оценки (подтверждения) соответствия;

утверждение единых форм документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза);

утверждение изображения единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

утверждение положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и порядке его применения;

утверждение положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза".

На сегодняшний день можно выделить следующие действующие Технические регламенты Таможенного союза: Технический регламент ТС "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823, вступает в силу с 15 февраля 2013 года); Технический регламент ТС "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 825, вступает в силу с 15 февраля 2013 года); Технический регламент ТС "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 875, вступает в силу с 15 февраля 2013 года).

Среди Технических регламентов РФ можно выделить следующие: Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года N 870); Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ); Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720); Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

И, наконец, при реализации законодательства в области промышленной безопасности и законодательства о техническом регулировании необходимо руководствоваться требованиямистатьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Так, со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов.

С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенныхпунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании", в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании" особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании".

До дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.

До дня вступления в силу указанных в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" требований национальным органом по стандартизации утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень используемых в государствах - участниках таможенного союза или в Европейском союзе для обеспечения соблюдения требований, указанных в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", документов в области стандартизации, а также документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных требований и осуществления оценки соответствия. При опубликовании и размещении данного перечня документов указывается информация о наличии переводов стандартов или сводов правил.

Стандарты и своды правил, информация о наличии переводов которых указывается в данном перечне документов, могут применяться для целей оценки соответствия.

Указанные в пункте 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании"обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Если в отношении продукции и связанных с требованиями к ней процессов введены требования, указанные в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", заявитель вправе самостоятельно выбрать тот режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия требованиям, указанным в пункте 1 либо в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".

При выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются.

В случае выбора режима технического регулирования, основанного на требованиях, указанных в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", оценка соответствия осуществляется в соответствии с действующими правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

В комментируемую статью законодатель четырежды вносил изменения и дополнения.

Во-первых, была изменена редакция пункта 1 статьи 3 комментируемого Закона, введенная в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

В первоначальной редакции п.1 комментируемой статьи давал следующее определение требований промышленной безопасности - это "условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность".

В последующем, Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ был конкретизирован перечень нормативных документов, в которых содержатся требования в области промышленной безопасности:

"требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности".

Во-вторых, дважды изменению подвергался пункт 2 статьи 3 комментируемого Закона.

В первоначальной редакции указанный пункт содержал следующие положения: "требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов".

Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ внесенными изменениями в пункт 2 статьи 3 комментируемого Закона, вступившими в силу с 11 января 2009 года, формулировка "охрана окружающей природной среды" была заменена на формулировку "охрана окружающей среды".

В последующем Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ формулировка "требованиям государственных стандартов" была заменена на формулировку "обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

В-третьих, Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ дополнительно был включенпункт 3, введенный в действие с 1 декабря 2011 года.

И, наконец, Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ статья 3 комментируемого Закона была дополнена пунктом 4, вступившим в силу с 15 марта 2013 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: