ТЕОРИЯ ТЕКСТА
Учебное пособие
Рецензенты:
доктор филологических паук, профессор А.А. Беловицкая
доктор филологических наук, профессор Н.Д. Бурвикова
Москва, Логос. 2003 г.-280 c.
Учебные издания серии «Учебник XXI века» удостоены диплома XIII Московской международной книжной ярмарки 2000 г.
Учебное пособие «Теория текста» – новая книга видного отечественного филолога профессора Н.С. Валгиной. На основе опыта преподавания этого курса в Московском государственном университете печати и результатов многолетних исследований в книге раскрываются структура и семантика текста, механизмы его образования и восприятия, определяются понятия смысла и значения, вида информации и типа речи, образа автора и образа стиля. Особое место отводится информационной насыщенности текста и способам ее повышения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям и направлениям «Филология», «Лингвистика», «Литературоведение». «Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, психологов, культурологов и работников печати, преподавателей и специалистов по широкому кругу гуманитарных дисциплин.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Теория текста. Ее предмет и объект
Текст и его восприятие
Функциональный и прагматический аспекты в изучении текста
Текст как законченное информационное и структурное целое. Единицы текста
Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора
Единицы текста – высказывание и межфразовое единство
Целостность и связность как конструктивные признаки текста
Повторная номинация
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста
Виды тематического (классического) абзаца
Функции абзаца
Виды информации и функционально-смысловые типы речи (способы изложения)
Авторская модальность. Образ автора
Типы текстов
Тексты нехудожественные и художественные
Словесный (художественный) образ
Перевернутый образ
Категории времени и пространства в художественном и нехудожественном тексте
Текст в тексте
Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте
Текст монологический и диалогический
Художественный текст прозаический и стихотворный
Понятие креолизованного текста
Текст как функционально-стилевая категория
Проявление авторской индивидуальности в стиле текста
Информативность текста и способы ее повышения
Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте
Смысл и значение. Глубина прочтения текста
Информационно-структурные и тональные (стилистические) характеристики текста
Стиль как средство реализации конструктивной идеи произведения
Заключение
Приложение. Примерная программа курса «Теория текста»
Библиографический список
Предисловие
Книга дает представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического анализа. Текст определяется как динамическая единица высшего порядка, как речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности – в информационном, структурном и коммуникативном плане. Многоаспектность самого феномена текста диктует и многоаспектность его характеристики. Поэтому в книге рассмотрены как вопросы текстообразования, так и вопросы текстовосприятия: текст как продукт речемыслительной деятельности и текст как материал для восприятия. Особо подчеркивается значимость функционального и прагматического аспектов в изучении текста как основы поиска оптимального варианта его речевой организации.
Учтены следующие задачи изучения текста: выявление форм и закономерностей соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, и внутренних констант текста; установление взаимоотношений плана содержания и плана выражения в рамках текста как речевого произведения; описание и обоснование типологии текстов.
При характеристике текста реализован коммуникативно-прагматический принцип в определении текстовых категорий.
В последние годы текст стал объектом разноаспектного изучения. Лингвистический аспект, в частности, стимулируется развитием функциональной стилистики и потребностями массовой коммуникации. Текст, представляя собой сложную структуру многообразно соотносящихся и различающихся по своим качествам элементов, интересует исследователей прежде всего с точки зрения категорий содержания и формы. Поэтому речевая организация текста, соответствующая его информационно-коммуникативным качествам, особенно приковывает внимание исследователей.
В теории текста еще много нерешенных проблем. Нет единства взглядов на типологию текстов. Нет пропорциональности в степени разработки отдельных понятий и категорий текста.
При недостаточной разработанности научных основ анализа и построения текста естественной оказалась противоречивость и субъективизм оценок и рекомендаций в практических пособиях по работе с текстом. Для разработки типовой методики анализа текста – многомерной и одновременно непротиворечивой, – видимо, необходимо исследование большого массива разных типов и жанров текста, причем при таком исследовании важно обратить внимание не столько на то, из чего состоит текст, сколько на то, как он сделан, поскольку текст – это не сумма компонентов, а цельное произведение, имеющее целеустановку, функциональное назначение и обладающее авторской модальностью.
В методике анализа соотношение «автор – текст – читатель» занимает далеко не последнее место. Двунаправленность текста как результата деятельности (для автора) и как материала для деятельности (для читателя) таит в себе многие секреты конструирования текста и его функционирования, порождения текста и его восприятия.
В настоящем издании предпринята попытка дать по возможности всестороннюю характеристику текста, исходя из имеющихся в специальной литературе материалов; помочь студентам-филологам, журналистам, редакторам и книговедам разобраться в сложной текстовой проблематике и на этой основе выработать навыки теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов.