Введение. Преподавателя риторики, входящего в аудиторию, студенты часто встречают вопросом: «что означает слово “риторика”

Преподавателя риторики, входящего в аудиторию, студенты часто встречают вопросом: «Что означает слово “риторика”? О чем эта наука?» Ответить сходу и кратко бывает непросто. Термин, содержание которого относительно недавно знал каждый гимназист, малоизвестен современному молодому поколению. Это неудивительно. Данной учебной дисциплины нет в школьных программах. В советские времена она не изучалась и в вузах. Многие поколения школьников и студентов не знали содержания этой науки.

Риторика – древнейшая из наук. Она появилась свыше двух с половиной тысяч лет назад в Древней Греции, где ее описывали как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию, о «способах убеждения относительно каждого данного предмета». Термин «ретор», от которого произошло название науки, первоначально означал «произносящий речь» или, иначе, оратор. Позднее реторами стали называть античных учителей красноречия. Соответственно и понятие «риторика» приобрело два значения: воспринималось как наименование науки об ораторском искусстве и как собственно искусство публичной речи.

Риторика в современном понимании – это наука о вербальном убеждении, эффективной мыслеречевой коммуникации, основное ядро которой составляет теория публичной аргументации.Аристотель определял риторику как «искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны к обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять» [37, 126–127].

Риторика очень тесно связана с диалектикой, но функции этих наук несколько отличаются друг от друга. Еще английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон отмечал, что «доводы и доказательства диалектики являются общими для всех людей, тогда как доводы и средства убеждения, используемые в риторике, должны изменяться применительно к характеру аудитории; так что оратор должен уподобляться музыканту, приспосабливающемуся к различным вкусам своих слушателей». Риторика, по образному выражению Ф. Бэкона, рассматривает разум «в его ходячем употреблении» [37, 182–183].

Риторика – наука возрождающаяся. В силу ряда причин она переживала длительный кризис. Навыки ведения эффективного общественного диалога и искусства убеждения отчасти были утрачены. Но интерес человека к искусству живого слова и общения неистребим. Он возрастает. С одной стороны, рост интереса вызван динамичными изменениями условий бытия, повлекшими за собой перестройку общественного сознания и психологии людей, с другой – усилением информационного воздействия на сознание, нередко противоречивого. Современный человек все больше имеет дело не с живым, а с печатным словом и вещанием различных теле- и радиоканалов, воздействием Интернета. Сталкиваясь с противоречиями бытия и разночтением мнений, человек стремится к внесению ясности и заинтересован в конструктивном диалоге и коллективном обсуждении общих проблем, совместном поиске взаимоприемлемых решений.

Возрождение риторики в нашей стране вызвано интересами укрепления Республики Беларусь как демократического социального правового государства. Демократия становится действенной формой национального самоуправления. По природе своей она строится на принципах гармоничного сочетания личных, общественных и государственных интересов, на высокой культуре отношений и предполагает активную жизненную позицию человека. Умение общаться, выдвигать и обсуждать различные идеи и мнения, говорить и слушать, убеждать и спорить является едва ли не главным инструментом обеспечения гражданского согласия и общественного прогресса. Это, наконец, эффективный путь воспитания, обретения опыта политической и общественной деятельности.

Риторика выдвигается на передовые позиции гуманитарного образования. Она превратилась в общественно значимую дисциплину. В изучении теории красноречия нуждаются не только будущие специалисты – юристы или менеджеры: разумеется, что умение общаться, выступать публично станет важной частью их будущей профессиональной деятельности и одним из главных показателей профессионального соответствия. Риторика интересна всем. Она учит не только говорить, но и правильно понимать услышанное, защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, распознавать случаи скрытого манипулирования сознанием.

В последние годы по риторике опубликовано множество научных работ и учебных пособий, в которых с разной степенью подробности и новаторства излагаются наиболее важные положения риторики. Большой популярностью среди студентов и научной общественности пользуются монографии и научные статьи белорусских профессоров В. Ф. Беркова, В. И. Чуешова, Я. С. Яскевич, А. Е. Михневича, Л. А. Муриной, Н. И. Порубова, доцентов Р. Н. Тартаковского и Г. Н. Хорошко, пособия по различным проблемам оратороведения О. А. Баевой, К. П. Кожевникова, учебник по общей риторике И. Н. Кузнецова, исследования других ученых.

Особо следует подчеркнуть значение изданного в 2004 г. учебного пособия «Логика и риторика» В. Ф. Беркова, В. И. Чуешова и Н. С. Щепкина (под общ. ред. В. И. Чуешова) [14]. Данное учебное пособие является первым междисциплинарным учебным изданием в контексте дисциплин «Логика» и «Риторика». Оно раскрывает закономерности и методологические средства целенаправленного взаимодействия людей, выявляет эффективные способы реализации их творческого потенциала, помогает эффективно использовать логические законы как средства познания, убеждения и инструменты контроля за правильностью самых разнообразных рассуждений.

Следует отметить также важность появления первого в республике учебного пособия «Риторика» [55] для подготовки юристов, разработанного доктором юридических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки Республики Беларусь Н. И. Порубовым. Учебник выдержал два издания. В нем рассматриваются вопросы теории и практики судебной речи, раскрываются логические, психологические, педагогические и этические основы речи юриста, проблемы языкового мастерства и культуры речи, излагаются теоретические основы диалога следователя с процессуальным партнером, диалога-допроса. В учебнике впервые представлен раздел «Речь как объект криминалистического исследования».

С научной и учебно-методической точек зрения представляют большой интерес работы многих российских авторов, особенно изданные недавно книги Ю. В. Рождественского [58], Т. В. Анисимовой и Е. Г. Гимпельсон [5], Л. А. Введенской и Л. А. Павловой [17], Ч. Б. Далецкого [21], А. А. Мурашова [44], Г. Г. Хазагерова, Е. Е. Корниловой и И. Б. Лобанова [65; 66], исследования некоторых других ученых.

Тем не менее, изучение курса риторики сопряжено с рядом трудностей. К ним следует отнести отсутствие единых программ. Учебные пособия рассматривают риторику под различными углами зрения, содержат разный объем, структуру и логику изложения, рассчитаны на читателей разной степени подготовленности.

Предлагаемое учебное пособие выполнено как дополнение к лекционным и практическим занятиям. Оно рассчитано на подготовку будущих правоведов, но может быть полезным студентам других специальностей и всем, кто интересуется проблемами создания убедительного высказывания. В системе профессиональной подготовки юристов целесообразно изучать судебную риторику, но поскольку студенты в большинстве своем не знакомы с общими закономерностями работы над публичной речью и, в частности, с основными требованиями, предъявляемыми к созданию судебной речи, в данном пособии рассматриваются основы общей риторики во взаимосвязи с судебной. Пособие построено с таким расчетом, чтобы стать начальным этапом профессионального обучения и последующего самообразования. Рекомендуется читать не все пособие сразу, а по мере освоения рабочей программы курса и подготовки к практическим занятиям. Проверочные вопросы в конце каждой главы помогут закрепить полученные знания.

Учебное пособие содержит приложения, в которых приводятся речи убеждающего характера, анализ которых студентами под руководством преподавателей может оказаться весьма полезным для профессиональной подготовки будущих юристов.

Авторы выражают благодарность за оказанную помощь при подготовке настоящего издания профессорам В. И. Чуешову и Н. И. Порубову, чьи советы и научные публикации, отражающие современные взгляды на проблемы развития риторики, способствовали повышению качества учебного пособия.

 
 
 

Глава 1. РИТОРИКА КАК НАУКА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: