Преподавателя риторики, входящего в аудиторию, студенты часто встречают вопросом: «Что означает слово “риторика”? О чем эта наука?» Ответить сходу и кратко бывает непросто. Термин, содержание которого относительно недавно знал каждый гимназист, малоизвестен современному молодому поколению. Это неудивительно. Данной учебной дисциплины нет в школьных программах. В советские времена она не изучалась и в вузах. Многие поколения школьников и студентов не знали содержания этой науки.
Риторика – древнейшая из наук. Она появилась свыше двух с половиной тысяч лет назад в Древней Греции, где ее описывали как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию, о «способах убеждения относительно каждого данного предмета». Термин «ретор», от которого произошло название науки, первоначально означал «произносящий речь» или, иначе, оратор. Позднее реторами стали называть античных учителей красноречия. Соответственно и понятие «риторика» приобрело два значения: воспринималось как наименование науки об ораторском искусстве и как собственно искусство публичной речи.
|
|
Риторика в современном понимании – это наука о вербальном убеждении, эффективной мыслеречевой коммуникации, основное ядро которой составляет теория публичной аргументации.Аристотель определял риторику как «искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны к обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять» [37, 126–127].
Риторика очень тесно связана с диалектикой, но функции этих наук несколько отличаются друг от друга. Еще английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон отмечал, что «доводы и доказательства диалектики являются общими для всех людей, тогда как доводы и средства убеждения, используемые в риторике, должны изменяться применительно к характеру аудитории; так что оратор должен уподобляться музыканту, приспосабливающемуся к различным вкусам своих слушателей». Риторика, по образному выражению Ф. Бэкона, рассматривает разум «в его ходячем употреблении» [37, 182–183].
Риторика – наука возрождающаяся. В силу ряда причин она переживала длительный кризис. Навыки ведения эффективного общественного диалога и искусства убеждения отчасти были утрачены. Но интерес человека к искусству живого слова и общения неистребим. Он возрастает. С одной стороны, рост интереса вызван динамичными изменениями условий бытия, повлекшими за собой перестройку общественного сознания и психологии людей, с другой – усилением информационного воздействия на сознание, нередко противоречивого. Современный человек все больше имеет дело не с живым, а с печатным словом и вещанием различных теле- и радиоканалов, воздействием Интернета. Сталкиваясь с противоречиями бытия и разночтением мнений, человек стремится к внесению ясности и заинтересован в конструктивном диалоге и коллективном обсуждении общих проблем, совместном поиске взаимоприемлемых решений.
|
|
Возрождение риторики в нашей стране вызвано интересами укрепления Республики Беларусь как демократического социального правового государства. Демократия становится действенной формой национального самоуправления. По природе своей она строится на принципах гармоничного сочетания личных, общественных и государственных интересов, на высокой культуре отношений и предполагает активную жизненную позицию человека. Умение общаться, выдвигать и обсуждать различные идеи и мнения, говорить и слушать, убеждать и спорить является едва ли не главным инструментом обеспечения гражданского согласия и общественного прогресса. Это, наконец, эффективный путь воспитания, обретения опыта политической и общественной деятельности.
Риторика выдвигается на передовые позиции гуманитарного образования. Она превратилась в общественно значимую дисциплину. В изучении теории красноречия нуждаются не только будущие специалисты – юристы или менеджеры: разумеется, что умение общаться, выступать публично станет важной частью их будущей профессиональной деятельности и одним из главных показателей профессионального соответствия. Риторика интересна всем. Она учит не только говорить, но и правильно понимать услышанное, защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, распознавать случаи скрытого манипулирования сознанием.
В последние годы по риторике опубликовано множество научных работ и учебных пособий, в которых с разной степенью подробности и новаторства излагаются наиболее важные положения риторики. Большой популярностью среди студентов и научной общественности пользуются монографии и научные статьи белорусских профессоров В. Ф. Беркова, В. И. Чуешова, Я. С. Яскевич, А. Е. Михневича, Л. А. Муриной, Н. И. Порубова, доцентов Р. Н. Тартаковского и Г. Н. Хорошко, пособия по различным проблемам оратороведения О. А. Баевой, К. П. Кожевникова, учебник по общей риторике И. Н. Кузнецова, исследования других ученых.
Особо следует подчеркнуть значение изданного в 2004 г. учебного пособия «Логика и риторика» В. Ф. Беркова, В. И. Чуешова и Н. С. Щепкина (под общ. ред. В. И. Чуешова) [14]. Данное учебное пособие является первым междисциплинарным учебным изданием в контексте дисциплин «Логика» и «Риторика». Оно раскрывает закономерности и методологические средства целенаправленного взаимодействия людей, выявляет эффективные способы реализации их творческого потенциала, помогает эффективно использовать логические законы как средства познания, убеждения и инструменты контроля за правильностью самых разнообразных рассуждений.
Следует отметить также важность появления первого в республике учебного пособия «Риторика» [55] для подготовки юристов, разработанного доктором юридических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки Республики Беларусь Н. И. Порубовым. Учебник выдержал два издания. В нем рассматриваются вопросы теории и практики судебной речи, раскрываются логические, психологические, педагогические и этические основы речи юриста, проблемы языкового мастерства и культуры речи, излагаются теоретические основы диалога следователя с процессуальным партнером, диалога-допроса. В учебнике впервые представлен раздел «Речь как объект криминалистического исследования».
|
|
С научной и учебно-методической точек зрения представляют большой интерес работы многих российских авторов, особенно изданные недавно книги Ю. В. Рождественского [58], Т. В. Анисимовой и Е. Г. Гимпельсон [5], Л. А. Введенской и Л. А. Павловой [17], Ч. Б. Далецкого [21], А. А. Мурашова [44], Г. Г. Хазагерова, Е. Е. Корниловой и И. Б. Лобанова [65; 66], исследования некоторых других ученых.
Тем не менее, изучение курса риторики сопряжено с рядом трудностей. К ним следует отнести отсутствие единых программ. Учебные пособия рассматривают риторику под различными углами зрения, содержат разный объем, структуру и логику изложения, рассчитаны на читателей разной степени подготовленности.
Предлагаемое учебное пособие выполнено как дополнение к лекционным и практическим занятиям. Оно рассчитано на подготовку будущих правоведов, но может быть полезным студентам других специальностей и всем, кто интересуется проблемами создания убедительного высказывания. В системе профессиональной подготовки юристов целесообразно изучать судебную риторику, но поскольку студенты в большинстве своем не знакомы с общими закономерностями работы над публичной речью и, в частности, с основными требованиями, предъявляемыми к созданию судебной речи, в данном пособии рассматриваются основы общей риторики во взаимосвязи с судебной. Пособие построено с таким расчетом, чтобы стать начальным этапом профессионального обучения и последующего самообразования. Рекомендуется читать не все пособие сразу, а по мере освоения рабочей программы курса и подготовки к практическим занятиям. Проверочные вопросы в конце каждой главы помогут закрепить полученные знания.
Учебное пособие содержит приложения, в которых приводятся речи убеждающего характера, анализ которых студентами под руководством преподавателей может оказаться весьма полезным для профессиональной подготовки будущих юристов.
|
|
Авторы выражают благодарность за оказанную помощь при подготовке настоящего издания профессорам В. И. Чуешову и Н. И. Порубову, чьи советы и научные публикации, отражающие современные взгляды на проблемы развития риторики, способствовали повышению качества учебного пособия.
Глава 1. РИТОРИКА КАК НАУКА