Мармы и их местонахождение

адхипати: темя
ани: наружный верхний край коленной чашечки
ани: внутренняя поверхность плеча, над локтевым суставом
анса-пхпалак: лопатки
анса: плечи
апалапа: чуть выше и сбоку соска
апанга: наружный уголок глаза
апастамбха: между соском и грудиной
аварта: наружный угол надбровной дуги
вастих: мочевой пузырь
видхурам: под ушами
витапам: основание мошонки
врихати: по обе стороны 10-го грудного позвонка
гуда: конец копчика
гулпха: лодыжечный сустав
джану: коленный сустав
индравасти: середина икры
какшадхара: подмышечная впадина
катика-тарунам: основание ягодиц и нижний край таза
крикатика: основание черепа
кукундарайа: крестцово-подвздошные сочленения
курпара: внутренняя поверхность локтевого сустава
куручча: над кшипрой, в основании большого пальца
куручча: подъём свода стопы
курчшира: пятка (тыльная) и внешний край стопы (передняя)
курчшира: середина лучезапястного сустава у основания большого пальца и под мизинцем
кшипра: между первым и вторым пальцами стопы
лохитакша: подмышечная складка
лохитакша: паховая складка
манибандха: лучезапястный сустав
манья-дхамни: боковая сторона щитовидной железы
набхи: пупок
нил-дхамни: передняя стенка гортани
нитамба: внешний угол подвздошного гребня
паршва-сандхи: над катика-тарунам, выше поясницы
пхана: боковые стенки ноздрей
симантаки: места соединения черепных костей
сираматрика: артерии по обе стороны шеи
срингатака: мягкое нёбо
станмула: под соском
станрохита: над соском
стхапни: третье око
талхридайя: центр подошвы
талхридайям: центр ладони
урви: середина ляжки
урви: середина плеча
уткшепа: над ухом
хридайям: мечевидный отросток
шанкх: висок

Мармавидья

Мармавидья – наука о мармах, жизненных точках тела. Это огромная область знаний, существующая не одно тысячелетие. Одно из первых упоминаний марм встречается уже в Риг-веде. Там Индра расправляется с демоном Вритрой, атакуя жизненные точки его тела (мармы) своей ваджрой. Теория марм оказала большое влияние на развитие индийских боевых искусств, йоги, астрологии и аюрведы.

Традиционно выделяют две ветви мармавидьи – тамильскую, основателем которой принято считать легендарного Агастью, и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и др.

Тамильская нашла своё выражение в боевом искусстве варма-ати, традиционной медицине сиддхов и в школе ситтаров.

Наследие же Сушруты оформилось в воинском искусстве каларипайятту, аюрведе и различных школах йоги. Техника концентрации на 16 точках тела (мармах) называется “ пратьяхара Яджнавалкьи ”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: