Формирование (нового) субъекта познания

Формирование субъекта познания - важный аспект формирования науки.

Специальные исследования констатируют следующую логику появления в новое время субъекта познавательной деятельности:

1. На становление субъекта познавательной деятельности особую роль сыграла эпоха реформации (Формирования протестантов – протест против внешней мишуры)

2. По специальным исследованиям наука нового времени как социальный институт становится возможной при наличии определенного типа субъекта познавательной деятельности, а именно, нравственно самостоятельная личность, он носитель индивидуального морального сознания с высоко развитой рефлективностью;

3. Формирование нового типа субъекта не было постепенной трансформацией средневекового сознания, напротив – его становление, формирование было внезапным, катаклизменным. Через них мировоззрение человека нового времени обретало новые черты, доверие разума самому себе.

Важнейшей составляющей формирования нового субъекта познания является психологическая (психическая составляющая). Сосредоточение на внутреннем опыте (в протестантизме это была сосредоточенность на религиозном собственном опыте) явилось важнейшей практикой, которая способствовала формированию опытного естествознания, в частности иной становится связь человека с действительностью его окружающей, и эта иная связь состоит в следующем: новизна заключалась в том, что каждый учился самостоятельно контролировать свое бытие (сожжение Лютера символизировало возможность рядового верующего к самостоятельному общению с Богом). Разрушение гармоничного космоса, целостности «человек-природа» предопределило противопоставление субъекта и объекта, а именно, если человек в эпоху античности в своей деятельности ориентировался на порядок, на гармонию человека и космоса, человек ориентируется на бога, на божественный порядок. В новое время формируется иное мировоззрение, а именно человек начинает искать основание новой рациональности в самом себе и прежде всего через труд. Человек сам теперь задает меру сущему, сам для себя и от себя, определяя что вправе считать сущим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: