Функции управления социально-экономическими процессами

Первая функция управления социально-экономическими процессами — анализ и оценка этих процессов для определения фактического состояния экономической системы (группы пред­приятий, фирм, отрасли, региона) по установленным позитивным и негативным критериям в соответствии с целевыми ориентира­ми. Эта функция реализуется не только благодаря мониторингу статистической отчетности, но и на основе непосредственного, часто ситуативного исследования наиболее важных экономических и социальных процессов на предприятиях и фирмах. При этом в процедуру анализа включаются первичные и производные (рас­четные) показатели, допускающие количественную оценку:

• валовый внутренний продукт в текущих и сопоставимых ценах;

• его структура по направлениям использования;

• соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары;

• рентабельность;

• капитальные вложения и их структура;

• объем продукции и уровень ее реализации;

• индексы цен;

• удельный вес убыточных предприятий;

• сумма убытков;

• балансовая прибыль;

• налоги;

• задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная;

• прожиточный минимум;

• объем денежных доходов;

• среднемесячная заработная плата в расчете на одного рабо­тающего;

• численность трудовых ресурсов, занятых в экономике;

• численность работников, находящихся в отпусках по ини­циативе администрации;

• численность безработных;

• удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопас­ности.

Кроме того, рекомендуется использовать качественные оценки факторов, не поддающихся числовому измерению.

Вторая функцияпрогнозирование тенденций развития управляемых экономических и социальных процессов, основанное на результатах анализа и оценки эмпирической информации, отражающей ретроспективу их динамики. Разработка прогноза возможных изменений в тенденциях развития названных про­цессов ведется в два этапа. На первом из них рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционального регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений), то есть путем простой экстраполяции показателей в прогнозируемое будущее, а на втором — с учетом всех указанных факторов. При наличии ряда вариантов прогноза каждый из них должен сопровождаться оценкой возможных эко­номических и социальных последствий в зависимости от срока, на который рассчитан прогноз, и от его назначения: долгосрочный, необходимый для выработки стратегических решений, или крат­косрочный — для решений текущего, тактического характера.

Третья функциястратегическое программирование разви­тия экономических и социальных процессов для определения, обоснования и обеспечения оптимальных решений по выбору приоритетных направлений положительной динамики управля­емых процессов. Реализация этой функции дает возможность лицам, принимающим решения, разрабатывать обоснованные проекты, планы и меры антикризисного характера для обеспе­чения экономического роста в прогнозируемом периоде. Пер­востепенное значение при этом имеют такие приоритетные на­правления, как приватизация и национализация (то есть изменение форм собственности); конверсия (то есть переориентация на вы­пуск другой, пользующейся спросом продукции с максимальным использованием имеющейся технологической базы и квали­фицированных работников); реорганизация предприятий, их разукрупнение или слияние; создание субконтрактных систем, обеспечивающих взаимодействие больших и малых предприятий и фирм — поставщиков конечной и промежуточной продукции; развитие информационных, инновационных, производственных и социальных инфраструктур. Эффективность каждой из выби­раемых мер оценивается масштабом и характером их влияния на динамику улучшения социально-экономических результатов деятельности предприятий и фирм, отраслей и регионов.

Четвертая функцияорганизация процессов экономического регулирования. Она заключается в разработке и совершенствовании экономических механизмов для целенаправленного изменения действующей практики в соответствии с принятыми направле­ниями стратегического планирования и реального состояния экономики страны. Такие механизмы представляют собой своего рода экономическую технологию, то есть последовательность коррек­тирующих воздействий на естественные и общественные процессы в экономике в целях увеличения объема производства товаров и услуг, улучшения их качества, обеспечения платежеспособности экономических субъектов и получения прибыли за счет мини­мизации затрат всех видов ресурсов на единицу реализованной продукции и создания гибких систем стимулирования эконо­мического роста путем дифференцированного регулирования уровня цен, налогов, кредитов, инвестиций, раздела продукции. В соответствии с принципами системного подхода, проектное решение по каждому экономическому механизму определяет цель его создания и функционирования, состав действующих в нем юридических и физических лиц, разграничение их прав и полномочий, применяемые формы и методы их согласованных действий по достижению поставленной цели с учетом взаимо­связи с другими экономическими механизмами. На этой основе создается и совершенствуется система нормативов, регламенти­рующих экономические, социальные и организационно-правовые отношения субъектов экономического регулирования.

Пятая функцияреализация проектных и нормативных реше­ний. Основная форма реализации — разработка и утверждение программ введения новых экономических механизмов (и кор­ректировки действующих), а также связанных с ними процессов экономического регулирования с использованием нормативных методов (или аналитических — при отсутствии нормативов). Про­граммы управления экономическими процессами и создания необходимых для этого экономических механизмов целесооб­разно рассматривать в органичном единстве с государствен­ными программами социально-экономического развития или программами оптимизации труда на всех уровнях хозяйствова­ния при решении стратегических и тактических задач. Процесс реализации проектных и нормативных решений с необходимым программным, методическим и информационным обеспечением после соответствующего утверждения организуется на практике. При этом рассматриваемая функция в порядке обратной связи служит логической основой для контроля за ходом реализации решений, соответствующей корректировки и осуществления пер­вой функции — анализа и оценки экономических и социальных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: