Общепризнанными средствами обеспечения международной безопасности являются меры укрепления доверия и гарантийные меры безопасности. Под мерами укрепления доверия понимается совокупность предусмотренных международными соглашениями мероприятий, направленных на уменьшение угрозы вооруженного конфликта. Меры укрепления доверия направлены на установление доверительных отношений между государствами, углубление международного сотрудничества в области обмена военной информацией. Именно информационный аспект является основным при осуществлении мер укрепления доверия. Иными словами, допускаемая на взаимной основе разумная открытость военной деятельности государств также может рассматриваться как способ укрепления международного мира и безопасности. Как правило, меры укрепления доверия применяются наряду с разоружением, так как служат лучшему достижению целей последнего. Способы обмена информацией между государствами могут быть различными: взаимное наблюдение, информирование о планах военной деятельности (например, об учениях), предварительное уведомление о передвижениях войск, обмен данными о численности и структуре вооруженных сил, совместные учебно-тактические действия, семинары по обмену военным опытом, обучение иностранных военных специалистов и т.п.
Первыми мерами укрепления доверия были соглашения между ядерными державами, предусматривающими улучшение связи, а именно - открытие линий прямой связи. Данные меры позволяли государствам оперативно обмениваться информацией в целях предупреждения взаимного непонимания и обострения обстановки. В дальнейшем стали заключаться двусторонние и многосторонние соглашения, направленные на снижение угрозы вооруженного столкновения как на земле, так и в воздухе и на море. Примером здесь может служить советско-американское Соглашение о предотвращении опасной военной деятельности 1989 года. В соответствии с подобными соглашениями, военная техника государств-участников должна находиться на определенном расстоянии друг от друга, государствам запрещено осуществлять маневры в опасной близости друг от друга, имитировать применение оружие и другие опасные действия.
В настоящее время в рамках ОБСЕ действуют соглашения, согласно которым осуществляется целый комплекс мер укрепления доверия. Они закреплены в Заключительном Акте 1975 года, в Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года, в ряде Венских соглашений по указанным мерам (1992, 1994 и 1999 годов). Сфера действия мер охватывает огромную территорию от Атлантического океана до азиатского континента. Государства, осуществляющие военную деятельность в данном районе, обязаны уведомлять друг друга о любых крупномасштабных учениях, передвижениях и перебросках войск численностью свыше 13 тысяч человек. Кроме того, до 15 ноября каждого года государства должны обмениваться своими ежегодными планами военной деятельности.
Республикой Казахстан ратифицировано Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года. Данное Соглашение дополняет и конкретизирует советско-китайское межправительственное Соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы 1990 года. В соответствии с Соглашением 1996 года, стороны предпринимают следующие меры:
-обмениваются информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (до 15 декабря каждого года по состоянию на первое января следующего года);
-не проводят военные учения, направленные против другого государства-участника;
-ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений (с количеством участников более 25 тысяч человек - не чаще одного раза в год);
-уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией;
-уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы;
-взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения (если численность участвующих войск достигает 35 тысяч человек);
-принимают меры по предотвращению опасной военной деятельности;
-запрашивают о неясных ситуациях (запрашиваемая сторона обязана в течение 7 суток, а в экстренных ситуациях - в течение 2 суток дать ответ на соответствующий запрос);
-укрепляют дружественные контакты между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск в районе границы и осуществляют другие согласованные меры доверия.
Другой важной разновидностью мер доверия являются меры, направленные на предотвращение случайного или несанкционированного ядерного конфликта. В данной области действуют Соглашение между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года, Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 года, Соглашение между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия 1976 года, Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 года, Соглашение между СССР и США о создании центров по уменьшению ядерной опасности 1987 года и два Протокола к нему. Смысл данных договоров заключается в принятии ядерными державами обязательств по немедленному уведомлению другой стороны о всех случаях несанкционированного запуска ракет, аварийных ситуациях на ядерных установках и других ядерных инцидентах. Аналогичную направленность имеет заключенное 31 мая 1988 года в Москве Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.
Среди относительно новых мер доверия обращает на себя внимание решение Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении Регистра обычных вооружений, который был учрежден Генеральным Секретарем Организации 1 января 1992 года. В Регистр вносятся добровольно предоставляемые государствами сведения, касающиеся импорта и экспорта семи категорий основных видов оружия. Число государств, предоставляющих такую информацию, последовательно увеличивается и в настоящее время превышает 120 стран, включая Республику Казахстан.
Гарантийные меры безопасности как разновидность мер укрепления доверия - это односторонние и договорные акты государств, содержащие обязательство совершить или воздержаться от совершения определенных действий в интересах международного мира и безопасности, а также безопасности отдельных государств.
Обычно гарантийные меры безопасности заключаются в обещании государства (или группы государств) прийти на помощь другому государству в случае агрессии или другого неправомерного вооруженного посягательства на его интересы. Нередко гарантии представляют собой обещание воздерживаться от подобных действий, в частности - не применять оружие первым. В связи с этим различают позитивные и негативные гарантии, которые отличаются характером принятых государством обязательств. Позитивные гарантии - это обязанность активно защищать интересы потерпевшего государства, негативные - обязанность воздерживаться от применения силы или угрозы силой первым. Кроме того, гарантийные меры безопасности могут быть адресованы как конкретному государству или группе государств, так и неопределенному кругу субъектов международного права.
Позитивные гарантии содержатся в договорах о дружбе и взаимопомощи, о военном сотрудничестве, об образовании военно-политических союзов и в некоторых других. Негативные гарантии могут содержаться в односторонних заявлениях, декларациях и других документах, носящий официальный характер, а также в любых соглашениях, где стороны подтверждают свою приверженность принципам неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, разрешения международных споров мирными средствами или ссылаются на соответствующие международные документы (Устав ООН, Заключительный Акт СБСЕ и т.п.)
Особую важность имеют гарантийные меры безопасности, осуществляемые ядерными государствами по отношению к неядерным (подробнее об этом - в п. 5 настоящей главы).