Понятие и источники международной защиты прав человека

В международно-правовой доктрине нет единого взгляда на предмет правового регулирования данной отрасли права. С одной стороны, нормы и принципы, касающиеся стандартов в области прав человека, нередко объединяются с положениями о защите жертв вооруженных конфликтов под общим названием "международное гуманитарное право". С другой стороны, некоторые ученые включают в предмет регулирования этой отрасли отношения, связанные с вопросами гражданства, правового положения иностранцев и других категорий населения1. Наконец, есть точка зрения, согласно которой международная защита прав человека распространяется лишь на межгосударственные отношения, вытекающие из принятия государствами обязательств по соблюдению прав и свобод личности2. Отсюда и терминологический разброс в названии рассматриваемой отрасли: "Международная защита прав человека", "Международное регулирование прав человека", "Права человека в международном праве", "Международное право прав человека" и т.д.

Кроме того, определенные трудности в определении предмета правового регулирования международной защиты прав человека связаны с вопросом о международной правосубъектности индивидов. Возможность защиты прав отдельного лица посредством международных структур дает некоторым представителям международно-правовой науки основания включать в область международно-правового регулирования отношения между физическими лицами и государствами, а также между физическими лицами и международными судебными органами. Теоретически, такой подход может привести к распространению сферы международно-правового регулирования и на некоторые внутригосударственные отношения, например - на отношения, возникающие между физическим лицом и государством по поводу соблюдения прав и свобод личности, предусмотренных международными договорами данного государства. Представляется, что пока нет достаточных оснований говорить о непосредственном регулировании статуса индивидов нормами международного права. Поэтому международная защита прав человека регламентирует исключительно международные отношения публичного характера.

С учетом вышеизложенного, определение данной отрасли международного права можно дать следующим образом: международная защита прав человека - это совокупность норм и принципов, регулирующих отношения между государствами по поводу установления универсальных стандартов правового статуса личности, а также создания и функционирования международных механизмов его реализации.

Подавляющее большинство источников, устанавливающих правовой статус личности, имеют договорный характер. Данные источники универсального действия можно разделить на две большие группы: международные соглашения, налагающие на государства строгие юридические обязанности и "мягкое" право - акты рекомендательного характера.

Соглашения, составляющие первую группу договорных источников данной отрасли права, можно классифицировать по различным основаниям, из которых самым существенным является их содержание и направленность. Прежде всего необходимо указать на Устав ООН 1945 года и два Пакта, принятых 19 декабря 1966 года в Нью-Йорке: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти три документа, обладающие общепризнанной юридической силой, устанавливают современную систему стандартов в области международного регулирования прав человека.

В Уставе ООН в качестве одной из предпосылок создания Организации названо стремление утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций. Уставной целью ООН является, помимо прочего, осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Таким образом, можно констатировать, что Устав ООН в качестве международного договора налагает на государства лишь одну, причем довольно абстрактную, обязанность: уважать права человека без какой-либо дискриминации. С некоторой натяжкой из указанных положений можно также вывести обязательство обеспечить юридическое равноправие отдельных групп населения (рас, мужчин и женщин, конфессиональных сообществ). Очевидно, что Устав не содержит хотя бы примерной модели поведения государств в отношении правового статуса личности, которой должны придерживаться все члены мирового сообщества. Однако ценность этого источника в другом: как уже отмечалось, именно с принятием Устава связано возведение уважения к правам человека в ранг общепризнанных императивных принципов международного права. Можно сказать, что Устав ООН как договорный источник в области прав и свобод человека создает не столько конкретные юридические обязательства государств, сколько предпосылки для принятия таких обязательств государствами.

В отличие от Устава ООН, оба Пакта 1966 года (вступили в силу в 1976 году) содержат достаточно полный перечень прав и свобод, составляющих международные стандарты правового статуса личности. Следовательно, государства-участники Пактов берут на себя очевидные международные обязательства, связанные с обеспечением этих прав для всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Некоторые из этих обязательств также сформулированы расплывчато и по-разному понимаются отдельными государствами, однако в целом можно говорить о том, что Пакты конкретизировали принцип всеобщего уважения прав человека, наполнили его определенным правовым содержанием. Важно отметить, что перечисленные в Пактах права и свободы в известном смысле являются общепризнанными и в той или иной степени соблюдаются всеми государствами, в том числе не присоединившимися к Пактам (например, США). Это дает основание говорить о формировании практики следования Пактам, сходной с обычной. 15 ноября 2003 года Президент Республики Казахстан издал Указ "О подписании Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах". Решение о ратификации Пактов было принято Парламентом Республики Казахстан 28 сентября 2005 года.

К договорным источникам в области международной защиты прав человека относятся также соглашения, которые направлены на дальнейшую конкретизацию прав и свобод, относящихся к международным стандартам правового статуса личности. В большинстве случаев они принимаются под эгидой специализированных учреждений ООН и других международных организаций и посвящены правовому содержанию отдельных прав индивидов. К таким соглашениям, в частности, относятся:

-Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 87 1948 года "О свободе ассоциации и защите прав на организации" (направлена на обеспечение профсоюзных прав);

-Конвенция об охране заработной платы 1949 года (направлена на обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд);

-Конвенция МОТ от 1 июля 1949 года “О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров” (направлена на обеспечение трудовых прав трудящихся);

-Конвенция о политических правах женщин 1952 года (направлена на обеспечение равноправия полов в политической сфере);

-Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года (направлена на обеспечение свободы выбора гражданства замужней женщиной);

-Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года (направлена на обеспечение равных прав в области образования);

-Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года (направлена на обеспечение права каждого лица на гражданство);

Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 года (направлена на обеспечение семейных прав);

-Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд);

-Конвенция МОТ № 132 "Об оплачиваемых отпусках" 1970 года (направлена на обеспечение права на отдых);

-Конвенция о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах 1977 года (ратифицирована Казахстаном 26 июня 1996 года) и т.д.

Перечисление всех международных соглашений этой группы в рамках учебника невозможно: одной только Международной организацией труда их принято более двухсот.

Другой вид договорных источников данной отрасли права составляют акты, направленные на защиту наиболее уязвимых групп населения. Смысл этого блока соглашений заключается в принятии государствами обязательств по обеспечению особых правовых гарантий для отдельных категорий лиц. Среди таких договоров можно назвать следующие:

-Конвенция о статусе беженцев 1951 года (предусматривает особые права лиц, подвергающихся в своих странах преследованию по политическим мотивам) и Протокол, касающийся статуса беженцев (Казахстан присоединился 15 декабря 1998 года);

-Конвенция об охране материнства 1952 года (предусматривает особые права беременных и кормящих женщин);

-Конвенция о статусе апатридов 1954 года (предусматривает минимальный перечень прав лиц без гражданства);

-Конвенция о взыскании за границей алиментов 1956 года;

-Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182 Международной организации труда; ратифицирована Казахстаном 26 декабря 2002 года);

-Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и Факультативный протокол к ней (Казахстан ратифицировал 4 июля 2001 года);

-Конвенция о правах ребенка 1989 года (предусматривает особые права несовершеннолетних лиц) и Факультативный протокол к Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Республика Казахстан ратифицировала этот Протокол 4 июля 2001 года);

-Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (предусматривает особые трудовые права мигрантов);

-Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года (предусматривает особые права представителей национальных меньшинств) и т.д.

На всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития в 1995 году активно обсуждался вопрос не столько о защите, сколько о социальной интеграции уязвимых групп населения. Этот подход следует считать принципиально новой тенденцией в международном праве. На социальную интеграцию направлены такие акты, как Пекинская платформа действий (принята Всемирной конференцией по положению женщин 1995 года), Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, Декларация по проблемам старения и др.

Следующая разновидность источников, содержащих юридические обязательства государств, касается функционирования международных механизмов контроля за соблюдением прав и свобод человека. Эти акты устанавливают статус, функции и порядок деятельности международных органов, координирующих сотрудничество государств в области прав личности. Во многих случаях создание таких органов предусмотрено в тех же самых договорах, которые устанавливают общие стандарты правового статуса индивидов. Институционализация процедур международного контроля за соблюдением прав человека предусмотрена следующими актами:

-Уставом ООН (в части, касающейся функций Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека);

-решениями органов ООН и ее специализированных учреждений о создании и статусе вспомогательных органов в области прав человека (Комиссии ООН по правам человека, Комиссии по положению женщин, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Верховного комиссара по правам человека, Комитета Международной конференции труда по выполнению конвенций и рекомендаций и др.);

-Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года (предусматривает создание Европейского суда по правам человека);

-Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (предусматривает создание Комитета по правам человека);

-Уставом СНГ (статья 33 предусматривает учреждение Комиссии по правам человека);

-Статутом Международного уголовного суда 1998 года (относит к юрисдикции МУС наиболее грубые нарушения прав человека);

-различными соглашениями, касающимися отдельных вопросов правового статуса личности (на их основе созданы Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и т.д.).

Большая группа международных договоров предусматривает принятие государствами обязательств по предупреждению и пресечению наиболее грубых и массовых нарушений прав человека. Защита прав человека осуществляется здесь посредством закрепления соответствующих норм в национальном уголовном законодательстве. Согласно действующему международному праву, целый ряд нарушений в этой области являются международными преступлениями. Среди таких соглашений можно назвать следующие:

-Конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами 1933 года;

-Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года;

-Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 года и Заключительный протокол к ней (данная Конвенция была ратифицирована Республикой Казахстан 12 октября 2004 года);

-Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 года;

-Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года;

-Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года;

-Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года;

-Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;

-Уставы международных военных трибуналов, трибуналов по Югославии и Руанде.

Наконец, определенное отношение к защите прав человека имеют различные отраслевые международные договоры, заключаемые в рамках межгосударственного сотрудничества в отдельных областях. Например, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года, Киотский протокол 1997 года и другие соглашения в экологической сфере непосредственно связаны с правом каждого на благоприятную окружающую среду. Нормы Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года предусматривают защиту прав личности в условиях вооруженных конфликтов. Аналогичную направленность имеют многие соглашения и в других отраслях международного права.

Особенностью международной защиты прав человека как отрасли международного права является большая роль рекомендательных актов - "мягкого" права. Это связано с тем, что данная область отношений совсем недавно стала переходить из сферы внутригосударственного регулирования в международную. Наличие большого количества рекомендательных норм - своеобразный компромисс между необходимостью установления универсальных стандартов в области прав человека и стремлением государств сохранить самостоятельность национальных правовых систем.

Как уже отмечалось (см. п. 10 главы 4), главным документом в области прав человека, не имеющим характера международного договора, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года в Париже. В совокупности с двумя Пактами 1966 года она образует каркас современной модели правового статуса личности - Международный билль по правам человека. Несмотря на то, что Декларация не создает для государств юридических обязательств, она обладает достаточным морально-политическим авторитетом для того, чтобы считаться основным источником в данной отрасли права. Объем провозглашаемых в Декларации прав и свобод должен признаваться всеми цивилизованными государствами независимо от различий в их общественном и государственном строе. О роли и значении Декларации свидетельствует тот факт, что десятки последующих международно-правовых документов содержат ссылки на ее положения.

Текст проекта Декларации был подготовлен учрежденной в начале 1946 года Комиссией по правам человека, работу которой возглавляли Элеонора Рузвельт (вдова Ф. Рузвельта) и французский юрист Р. Кассен. Комиссия провела в общей сложности 81 заседание, приняла 168 поправок к первоначальному варианту и представила окончательный текст Генеральной Ассамблее ООН. Предложенный документ был принят Ассамблеей единогласно.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что признание человеческого достоинства, а также равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Декларация была провозглашена в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства путем национальных и международных мероприятий. Согласно статье 30 Декларации, ни одно государство, группа лиц или отдельные лица не имеют права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение изложенных в Декларации прав и свобод.

За время существования ООН Генеральная Ассамблея приняла десятки других документов рекомендательного характера, в которых конкретизируются те или иные права и свободы личности. Наиболее известными среди них являются:

-Декларация прав ребенка 1959 года;

-Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года;

-Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года;

-Декларация о правах инвалидов 1975 года;

-Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 года;

-Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений 1986 года;

-Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года;

-Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека 1997 года;

-Декларация тысячелетия 2000 года и др.

В практике ООН встречались специальные сессии Генеральной Ассамблеи, посвященные отдельным вопросам правового статуса личности и защиты прав человека. Соответственно, все принимаемые на них решения являются актами "мягкого права". Примером может быть специальная сессия 2000 года, которая называлась "Женщины в 2000 году. Равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в ХХI веке". Сессия была посвящена обзору пятилетней деятельности по реализации решений Пекинской конференции по положению женщин 1995 года.

Кроме того, отдельные акты "мягкого права" принимаются специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями. Примерами таких актов могут служить Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (принята под эгидой ЮНЕСКО в 1978 году), Хартия основных социальных прав трудящихся (принята в рамках Европейского союза в 1989 году) и т.д.

Большое значение для международной защиты прав человека имеет региональное сотрудничество государств, особенно в рамках наиболее авторитетных региональных организаций общей компетенции. В процессе такого сотрудничества появляются как юридически обязательные, так и рекомендательные акты, закрепляющие региональные стандарты правового статуса личности. Так, в Европе действует уже упомянутая Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней, а также Европейская социальная хартия 1961 года, Заключительный акт СБСЕ 1975 года, Европейская хартия местного самоуправления 1985 года, Парижская хартия для новой Европы 1990 года и другие важнейшие документы. В частности, Парижская хартия для новой Европы, ставшая итоговым документом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подтвердила неотъемлемость прав и основных свобод человека и назвала их защиту и содействие им главной обязанностью правительств. Согласно Хартии, европейские государства будут обеспечивать, чтобы каждый человек пользовался доступом к эффективным средствам правовой защиты (как к национальным, так и к международным) против любого нарушения его прав.

Под эгидой ОАЕ в 1981 году была принята Африканская хартия прав человека и народов, а государства-члены ОИК в 1990 году подписали Каирскую декларацию о правах человека по исламу. Кроме того, 19 сентября 1981 года Исламский совет принял Всеобщую исламскую декларацию прав человека. Большинство американских государств являются участниками Межамериканской конвенции о правах человека 1969 года. В рамках СНГ 26 мая 1995 года была принята Конвенция о правах и основных свободах человека - основной документ, устанавливающий региональную модель статуса личности. Еще раньше, 24 сентября 1993 года была принята Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод, а 29 октября 1994 года - Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств. Кроме того, государствами Содружества заключены такие договоры, как Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов 1992 года, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 года, Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов 1994 года, Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года, Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ 1996 года, Соглашение о профилактике йод-дефицитных состояний среди населения государств-участников СНГ 2001 года и ряд других.

Источниками международной защиты прав человека являются и двусторонние соглашения, хотя их влияние на установление и реализацию международных стандартов правового статуса личности сравнительно невелико. Как правило, в двусторонних договорах государства решают представляющие взаимный интерес вопросы гражданства и статуса граждан одной стороны, проживающих на территории другой. Фактически, в них идет речь о международно-правовой регламентации правового положения населения (см. главу 7). Примерами подобных соглашений являются:

-Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан;

-Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан (оба соглашения подписаны 20 января 1995 года);

-Соглашение между Республикой Казахстан и Монголией об урегулировании вопросов добровольного переселения и гражданства лиц, прибывших в Республику Казахстан по трудовым договорам от 2 декабря 1994 года;

-Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 6 июля 1998 года;

Определенное влияние на развитие данной отрасли международного права оказывают различные международные форумы по правам человека и принимаемые ими итоговые документы. Положения, содержащиеся в таких документах, впоследствии нередко становятся составной частью актов "мягкого" права и соответствующих межгосударственных соглашений. Наиболее известными являются итоговые решения международных конференций по правам человека в Тегеране в 1968 году и в Вене в 1993 году, а также результаты работы совещаний Конференции по человеческому измерению СБСЕ. 9-10 ноября 1998 года в Женеве под эгидой Верховного комиссара ООН по правам человека состоялся международный семинар "Ислам и Всеобщая декларация прав человека", на котором была провозглашена исламская концепция правового статуса личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: