Процедура выработки, обсуждения и принятия законов в Древних Афинах. Суды в системе народовластия

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год. В Афинах существовало два вида календарей. Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя. Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре, отмечались у глашатая, получали жетоны и рассаживались. Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно. Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек. Компетенция эклессии: 1) выборы и увольнение всех чиновников; 2) заслушивала отсчет чиновников; 3) рассматривала внешнеполитические дела; 4) подтверждала государственный бюджет. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии. 5) судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация; 6) эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов. Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов. После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация. Законодательный процесс. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь. Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание – гелиэйя. Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом, это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Гелиэйю составляли 6 тыс. граждан, выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и 100 запасных) с учетом строгого представительства фил. Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллегий по отдельным отраслям судебного контроля. Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления. Гелиэйя была второй инстанцией, где рассматривались жалобы на решения других судов, особенно политические обвинения. И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегии номофетов. Гелиэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь. Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили, по сути, верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено; она не была подконтрольна никаким другим институтам народовластия.

24. Социальная структура Спартанского государства. Учреждения власти – народное собрание, герусия, эфоры. Содержание реформ Ликурга. Совет старейшин.

Возникла в 9 в до н.э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ликурга. В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство. Гос –ный строй Спарты- военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельн. наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэкли – лично свободные граждане, не имеющие полит. прав,мо имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит. Социальн.слой – Илоты, Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую службу. Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельч. Аристократии. Функции народного собрания: 1) избрание должн. лиц; 2) принятие решения в случае спора о наследии; 3) вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос. Народное собрание не решало вопросы: 1) финансовые; 2) деятельность магистратов; 3) судебные дела; На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин, состоящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва –два царя(военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управления страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте –режим военной демократии обусл. Застой политической и экономической жизни страны. В середине 2-ого века до н.э. Спарта, как и др. греческие гос –ва попадает под влияние Рима.

25. Возникновение и основные этапы развития древнеримского государства.

VII-VI вв. до н. э. Территория Италии заселена множеством общин. Одна из таких общин - Рим. VI-V - вв. до н. э. За счет расширения территории римской общины, завоевания новых племен и развития обмена население Рима увеличивается. Пришлое население (плебс) не включается в состав римского народа (патрициев). Плебеи лишены многих прав римлян. Плебеи, сконцентрировавшие в своих руках значительные богатства, начинают борьбу с исконным населением Рима за равенство в правах. Тулий проводит реформу организации населения: он делит римский народ и плебеев на 6 имущественных разрядов. Плебсу даруются некоторые права римлян. Разряды состоят из более мелких частей - центурий, являющихся военными подразделениями, политическими и налоговыми единицами. За каждым разрядом закреплено определенное количество центурий. Наряду с имущественным существует деление населения по территориальным округам, в которые зачисляются все граждане независимо от их имущественного положения. В начале V в. до н. э. плебеи добиваются признания своих трибунов, обладающих правом наложить вето на решения римских должностных лиц. Затем и самим плебеям даруется возможность занимать высшие государственные должности, а в III в. до н. э. плебейские собрания наделяются полномочиями по изданию общеобязательных законов. Рост имущественного неравенства, появление классов и борьба плебеев за равноправие с патрициями становятся причинами возникновения римского государства. Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода: 1) республику; 2) империю. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы: 1) Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав; 2) Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов: 1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни; 2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом; 3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. 3) Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение. В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: