Законодательный процесс в РФ: конституционно правовые основы. Особенности принятия ФКЗ

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Основные акты ФС – ФЗ и ФКЗ. ФКЗ всего 6.

ФКЗ приним. по вопросам введения ЧП, референдума, изменения статуса субъекта РФ, вопросам д-ти Правительства, Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арб. Суда и т.д.

Стадии законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива, ст. 104.

Правительство подготавливает письменные заключения в течение 14 дней.

2. Предварительное рассмотрение законопроектов произв. в соотв. комитете.

3. Рассмотрение законопроекта в ГД может осуществляться в 3-х чтениях.

4. Принятие законов.

ФЗ приним. большинством голосов от общего числа депутатов (простым). ФКЗ принимается, если он одобрен большинством не менее 2/3 от общего числа депутат. (квалифиц.). Затем ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. Если ФЗ не подлежит обязат. рассмотрению СФ и если он в течение 14 дней не был вообще рассмотрен, то он в течение 5 дней направляется к Президенту.

5. Рассмотрение и одобрение ФЗ СФ.

ФЗ в течение 2-х напр. всем членам СФ для ознакомления.

Право отлагательного вето на ФКЗ не распространяются.

6. Подписание и обнародование з-нов.

Порядок опублик. и вступл. в силу уст. ФЗ от 25 мая 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу ФЗ, ФКЗ, актов палат ФС".

Дата принятия ФЗ считается дада принятия его в ГД в окончат. редакции, а ФКЗ, когда он одобрен СФ. ФЗ и ФКЗ подлежат официальн. опублик. в течение 7 дней после подписания Пр-том в "Российской газете" и "СЗ РФ" и вступ. в силу по истечение 10 дней после официального опубликования, если самим з-ном не установлен другой срок ФС принимает также постановления (по вопросам доверия Пр-ву РФ, об амнистии, о выдвижении обвинения против Пр-та и др.).

Пост. публикуются не позднее 10 дней после их принятия.

Конституция четко определяет круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, давая их исчерпывающий перечень. Это законы:
об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях (ст. 56 и 88);
о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации (ст. 65, 66 и 137);
о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования (ст. 70);
о референдуме (ст. 84);
о режиме военного положения (ст. 87);
об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);
о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114);
о судебной системе Российской Федерации (ст. 118);
о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128);
о Конституционном Собрании (ст. 135).
Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия.
Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания.
Это означает, что конституционный закон считается принятым только после того, как за него проголосовало не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не менее ⅔ от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: