Чтобы понять суть науки риторики, познакомимся с определениями этой науки, которые в разное время сделаны исследователями теории красноречия.
Аристотель (Древняя Греция, IV в. до н.э.): «… риторика … способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета».
М.В. Ломоносов (Россия, XVII в.): «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Н.А. Михайличенко (Россия, XX в.): «Риторика – это наука о приёмах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания влияния на аудиторию».
А.К. Михальская (Россия, XX – XXI в.): «Риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи».
Т.А. Ладыженская (Россия, XX – XXI в.): «Риторика – это наука об эффективном общении»
Сравните определения Аристотеля и М.В. Ломоносова. Что в них общего?
Кто из исследователей придерживается узкого понимания риторики, а кто широкого?
Задание 3.
Прочитайте высказывание Александра Ивановича Галича (1783 – 1848), преподававшего риторику в Царскосельском лицее. Чему, по мнению А.И. Галича, учит риторика?
|
|
Риторика – это теория красноречия, научающая «систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагать изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, то есть и по содержанию, и по отделке нравились читателю или слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и расположением мыслей, и равно и приличным выражением мыслей с помощью слов и движений телесных.
Какая речь, по А.И. Галичу, нравится слушателям?
Какая речь нравится вам?