И индивид

В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Это понятие чем-то сродни русскому слову «личина». Позднее в содержание понятия личности стали включаться представления о человеческой индивидуальности.

Раньше слово «индивид» имело исключительно биологический смысл и обозначало отдельную «особь», как представителя биологического вида. Дальнейшее развитие этого понятия привело к тому, что в его содержании остались черты представителя вида, но в большей степени оно стало указывать на отдельный объект, обладающий неповторимыми качествами, чертами биографии, характера, способностей, внешнего вида, поведения и т. п.

Весьма содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем, стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос — когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующего осмысления в рамках определенного мировоззрения.

В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

Итак, новорожденный — уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир.

Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я».

Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, — с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст как профессия, Kpyг общения, эпоха — все это формирует личность На жизненном пути неизбежны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30—40 лет— и застои (25— 30, 40—45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т. п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. п. В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я — это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат — тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я — об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии. Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я — характерная черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов— и ничего, кроме этого я, не содержит.

Третья грань — психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я — это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань Я — это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее «+» или «-» отношение к себе. Следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками, — и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: «Деятели» — для таких главное — активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя, «мыслители» — это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций — которые остро

чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, гуманисты и подвижники — отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдания.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада, Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности, воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее

совершенствования.

Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно — выбор личностного пути и поле его деятельности— результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».

Понятия «личность» и «индивид» в своем развитии прошли долгую историю и изменением своего содержания отразили те процессы, которые происходили в обществе. Так, изменение содержания понятия «индивид» напрямую связано с формированием человеческих свобод в эпоху становления капитализма, что позволило рассматривать человека как автономное существо, имеющее уникальный набор качеств, как индивидуальность. Вместе с тем, это уникальность представителя человеческого рода со всеми ему присущими родовыми характеристиками.

Такая же противоречивость свойственна и личности. Уже в античности была осознана проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, какой он сам ее видит (или хочет видеть). Эта проблема обсуждалась многими философами, вкладывающими разный смысл в это понятие. Античные философы отличали сущность от существования, подлинные качества от порою случайного их проявления. В соответствии с этим сущность трактовалась как подлинное, глубинное качество, связанное с приобщением человека к Логосу, мировому порядку, гармонии. Личностные качества и разум стали напрямую отождествляться. А отсюда делался ход к миру идей; человек является личностью, если он способен осмыслить, представить себе мир, его законы и себя Ё этом мире, как закономерное проявление директивной силы идей над вещами. Была даже сформулирована категория «индивидуальной субстанции рационального характера», в которой «прописывалась» идея личности, такая же идеальная субстанция, как и все остальные идеи.

Христианские философы отождествляли личность с идеей нематериальной души. А так как душу в человека вложил Бог, то и своими личностными характеристиками человек тоже обязан Богу.

В философии Нового времени начинается дуалистическая (двойственная) трактовка личности. На первый план выдвигается проблема самосознания (Декарт), с помощью которого человек осознает свое место в мире. Но вместе с этим, удерживается содержание того, что в понятии «Я», ставшего синонимом личности, подразумевается индивид, отличающий себя от других

индивидов. Итак, понятие личности становится синонимом сознания и самосознания. Человек, по Канту, становится личностью, лишь осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других людей, также обладающих этим отличительным признаком — «Я». Наличие самосознания в виде такой формы самоидентификации, как «Я», позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону, лежащему в основе социальности. Такой вывод сделал основоположник немецкой классической философии — Иммануил Кант. А значит, личность — понятие индивидуально-общественное.

В ходе развития философской мысли развивалось и понятие личности. В содержание этого понятия были включены характеристики степени свободы человека, его отношения к природе, обществу. В философской традиции понятия личности и общества зачастую противопоставлялись, как имеющие полярное наполнение равно-порядковые величины. Отсюда одни философы выводили личность из общественных отношений или полностью сводили к ним, другие трактовали личность как функцию общества, продукт социальной или биологической среды. В трактовке свободы личности были склонности к волюнтаристскому наполнению этого понятия. Свобода понималась как произвол, вседозволенность, отрицание естественной и социальной необходимости. При таких трактовках личность то оказывалась творцом всего, то была продуктом творения какой-либо системы. Понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность стала характеризоваться как сильная или слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая и т. п.

Учитывая развитие информационной насыщенности общественных отношений, развертывание различных форм коммуникации, личность стала определяться как проявление индивидуальности в социальной коммуникации.

Таким образом, исторически сложилось, что понятие личности стало отражать в себе четыре важнейших характеристики: индивидуальность, духовность, социальную роль (социальный статус) и коммуникативный характер.

Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2.Какие факторы влияют на формирование личности?

3.Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

4.Какую роль в становлении личности играет воспитание?

5.Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы самовоспитанием?

6.Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потребностей?

7.Определите соотношение первичных и вторичных потребностей

8.В чем состоит особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: