Тема. Наука в системе духовного производства

План урока: Наука и ее виды. Значимость труда ученого и его особенности

Наука - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.

Наука выполняет ряд функций:

а) теоретико-познавательная – связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины;

б) культурно-мировоззренческая- наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) производительная – изобретения внедряются в производство;

г) гуманистическая – наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем;

д) творческая – наука – это творческая деятельность.

Контрольные вопросы:

1. Что такое наука? Как она возникла и развивалась?

2. В чем отличие науки от обыденного познания?

3. Каковы функции науки?

4. В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной России?

5. Каковы тенденции развития современной науки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: