Специфические особенности

План.

1. Специфические особенности различных видов игр дошкольников:

1.1 Понятие термина «Игра»;

1.2 Специфические особенности;

1.3 Основные виды игры.

2. Игра и развитие личности дошкольника

3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте

Список литературы.

Специфические особенности различных видов игр дошкольника

Понятие термина «Игра»

Известно, что игра относится к числу специфически детских видов деятельности и является ведущей в дошкольном возрасте. По определению Д.Б. Эльконина, в ней происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности дошкольника, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности.

Единого общепринятого определения игры в науке не установлено. В существующих определениях исследователи выделяют ее специфические особенности.

Своеобразие игры состоит в том, что она занимает особое положение по отношению к другим видам активности дошкольника. С одной стороны, это деятельность ребенка, которая осваивается им во всем многообразии ее форм и видов, с другой, может быть формой организации жизни детей, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания.

Психологами Д.Б. Элькониным, К.К. Кпавцрвым отмечается, что игра - непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключен не в результатах, а в самом процессе и связанных с ним переживаний, т. е. игра -это непроизводительный вид деятельности.

Д.Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее характеристики, подчеркивает в ней в качестве главного то, что игра «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная собственно человеческая суть -ее задачи и нормы отношений между людьми.

Представляется, что эта «человеческая суть» и нормы отношений между людьми являются моментами, согласно позиции Д.Б. Эльконина, характеризующими игру как явление общественное.

Специфические особенности

Отмечая специфические особенности игры, Л, С. Выготский, А.В. Запорожец относят игру к разряду деятельностей, доставляющих удовольствие, выделяют в качестве важнейшей характеристики насыщенность игры яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно видам активности, возникающим по инициативе детей. Именно в этом заключается третья важнейшая особенность игровой деятельности. При этом подчеркивая широкий диапазон переживаний играющих, силу и подлинность чувств проживаемых дошкольником, Л. С. Выготский отмечал, что в игре ребенок «радуется как играющий и плачет как пациент».

Наконец, рая психологов: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова в качестве отличительных особенностей игры указывают на ее связь с развитием воображения.

Общеизвестно, что развитие творческих способностей происходит в игре. В психолого - педагогической литературе в качестве синонима игры используется понятие творческая игра. Основой игры, согласно точке зрения Л.С. Выготского является мнимая или воображаемая ситуация, воображаемый план преобладает над реальным (например, ребенок видит кубик, а представляет себе вместо него машину). Поэтому игровые действия осуществляются не по логике вовлеченных в игру предметов, а по логике того игрового смысла, который они получают в игре.

Если сгруппировать все отмеченные выше особенности, то игровая деятельность наиболее полно может быть определена через две специфические характеристики: непродуктивный характер деятельности, направленность ее на процесс и связанные с ним переживания, наличие мнимой, воображаемой ситуации. (3, с 9 - 11).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: