В отечественной психологии в исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов. В психолого - педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.
В концепции игры, построенной Д.Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:
1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.
2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.
3. игра с правилами (шесть - семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.
Такой подход позволяет Д.Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: «Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
|
|
Таким образом, в концепции, построенной Д.Б. Элькониным, игровая деятельность характеризуется как качественно однородная деятельность, а ведущей на протяжении всего дошкольного возраста считается сюжетно-ролевая игра. В единой линии развития игры каждый из предшествующих этапов порождает последующий.
В исследованиях С. Л. Новоселовой, изучавшей особенности изменения психологического содержания игры, установлено, что игра ребенка раннего и дошкольного возраста представляет собой ряд генетически связанных этапов: игра - манипулирование, отобразительная, сюжетно -ролевая. Поэтапно развивающаяся игровая деятельность обеспечивает становление соответствующего возрасту действия.
Значительный вклад в разработку проблем генезиса детской игры сделан исследователями, принадлежащими к научной школе Л.С. Выготского.
Е.Е. Кравцовой детально описана модель, объясняющая пути возникновения и развития игры. Она представлена в периодизации развития игры, за основу построения которой взят выделенный Л.С. Выготским критерий я - наличие мнимой воображаемой ситуации.
Рассмотрим общие выводы, полученные Е.Е. Кравцовой: (1,с. 56 -58)
1. Игровая деятельность является качественно неоднородной, а многообразной деятельностью. На протяжении дошкольного возраста она претерпевает прогрессивные изменения.
2. Сюжетно - ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем источниками ее являются два предшествующих вида игры: режиссерская, где предметное манипулирование и управление игрушкамиблагоприятствует развитию у ребенка способностей к ролевому взаимодействию: умению смотреть на игровую ситуацию с различных позиций, и образная, где на основе выделения характерных признаков поведения различных объектов у ребена складывается способность к идентификации с тем или иным образом. Без развития указанных способностей согласованные действия партнеров в сюжетно - ролевой игре невозможны.
|
|
3. Развитие сюжетно - ролевой игры идет от индивидуальной игры с куклой, к играм вдвоем со сверстником, к развернутой коллективной игре со множеством взаимосвязанных ролей и сюжетных линий. В развитой сюжетно - ролевой игре имеет место особая форма режиссерской игры, в которой дети занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.
4. К концу старшего дошкольного возраста появляются игры с правилами, особенностью которых являются наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и адекватно действовать, сообразуясь с ней, формируется в предшествующей сюжетно - ролевой игре.
5. Венчает все развитие игры режиссерская игра на новом уровне. Ее отличает качественное обогащение сюжета, возможность коллективного действия и сотрудничества, включения в нее элементов продуктивных видов деятельности.
Таким образом, согласно периодизации развития игры, построенной Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида игры:
ü режиссерская;
ü сюжетно — ролевая;
ü игра с правилами.
Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, при чем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же вместе с играми по правилам заканчивается развитие данного вида деятельности.
Как показано в исследованиях, игровая деятельность может быть важнейшим средством полноценного развития личности ребенка лишь при условии знания и соблюдения педагогами внутренних закономерностей развития игры в условиях определенным образом организованного образовательного процесса.
Список литературы:
1. Кравцова Е.Е. «Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования психологической готовности к школьному обучению». - М.: 1991.
2. Лещинская - Гурова О.В. Игра образовательном пространстве дошкольного учреждения. -Н.Н.: 1999.
3. Лещинская - Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника. -Н.Н.: 2002.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978.