
| Народные комиссариаты | |
| По внутренним делам | По делам национальностей |
| По иностранным делам | По финансовым делам |
| По военным делам | Путей сообщения |
| По морским делам | Земледелия |
| Юстиции | Торговли и промышленности |
| Труда | Продовольствия |
| Социального обеспечения | Здравоохранения |
| Просвещения | Государственного контроля |
| Почт и телеграфов |
К высшим органам власти относились Всероссийский съезд Советов (высший представительный орган), ВЦИК.
Делегаты Всероссийского съезда Советов избирались городскими и губернскими Советами. При этом обеспечивалось явное преимущество рабочего класса. Неравная норма представительства депутатов от разных слоев населения РСФСР сохраняла возможность единовластия большевиков на съездах и проведение предлагаемых ими решений.
К исключительной компетенции съезда Советов относились следующиевопросы:
- принятие и изменение Конституции;
- ратификация мирных договоров;
- установление, изменение границ республики;
- объявление войны и заключение мира;
- избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности.
Предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК детально не разграничивались. ВЦИК мог самостоятельно решать все вопросы общегосударственного значения. ВЦИК считался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК образовывал правительство – СНК.
Рабочими органами ВЦИК были Президиум, отделы и комиссии. Президиум осуществлял всю организационную работу по подготовке заседаний ВЦИК, должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.
СНК осуществлял общее управление делами государства. СНК выполнял сложные функции как высший орган управления, но и имел право принимать законодательные акты.
Особым органом управления народным хозяйством и государственными финансами был созданный при СНК Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).
Большевики отвергли буржуазный парламентаризм и идею разделения властей. В. Ленин считал, что представительный орган должен быть и парламентарным и работающим органом государства, т. е. соединить в себе функции законодательной и исполнительной властей.






