Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Работа студентов по подготовке к семинарным работам, включает проработку и анализ теоретического материала, а также самоконтроль знаний по теме лекционных материалов с помощью контрольных вопросов и заданий.

Рекомендуется активная работа на лекции, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период, участие в выполнении письменных домашних/аудиторных работ.

При подготовке рекомендуется использовать литературные источники из раздела 9.

Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя.

Темы докладов на семинарах:

1. Познавательный потенциал, границы и специфика применения качественных методов изучения социальной реальности.

2. Специфика практического проведения норративного интервью Разработка плана, структуры, методики проведения норративного интервью на выбранную и согласованную тему (поколение, рынок, счастье, и пр.) Осуществление интервьюирования трех респондентов каждым студентом..

3. Анализ и обсуждение хода проведенного интервьюирования, проблем и трудностей его проведения, обработки и осмысления его результатов.

4. Практическое освоение методов, приемов и процедур проведения фокус-интервью или фокус-группы на избранную тему.

5. Анализ хода проведения фокус – группы и ее результатов

6. Анализ опубликованных программ социологического исследования. Анализ проблем и объектов изучения в опубликованных программах социологического исследования. (По выбору студентов.)

7. Моделирование программы на избранную тему. Определение проблемных ситуаций и проблем.. Формулировка объекта и предмета авторского учебного социологического исследования.

8. Определение целей и задач авторского учебного социологического исследования. Их взаимосвязь с изучаемой проблемой, объектом и предметом.

9. Типы гипотез, особенности их формулировки, обоснования, проверки в авторских студенческих учебных социологических исследованиях

10. Статус и функции категорий и понятий в прикладной социологии.

11. Уточнение основных теоретико – методологических социологических понятий: общество, институт, функция, общность, группа, страта и пр. Выделение в них общего, междисциплинарного и социологического.

12. Определение основных способов формирования социологических категорий: упорядочение категорий, реконструкция понятийных схем, сравнение и синтез понятий выработка понятий. Перевод обыденных понятий в социологические категории. Требования и условия формирования социологических терминов.

13. Поиск, выделение и определение основных категорий и понятий студенческого учебного социологического исследования. Их влияние на теорию и методику, технику социологического исследования.

14. Конструирование теоретической модели выбранного объекта исследования. Предварительный системный анализ объекта и предмета учебного социологического исследования. Проведение теоретической, эмпирической интерпретации, операционализация и поиск индикаторов основных понятий авторских учебных социологических исследований студентов. Взаимное обсуждение, анализ проведенной

15. работы сокурсников. Вариант: интерпретация терминов «мода», «молодежь», «курортный роман», «лидерство», «образование», «профессионализм», «семья», «карьера», «стиль жизни», «факторы», «работа» (на выбор студентов) применительно к разным методологическим подходам..

16. Основные типы случайной и вероятностной выборки (типологическая, гнездовая, квотная и т. д.). Критерии формирования выборочной совокупности Ошибки выборки (систематические, случайные).

17. Роль статистических данных в формировании выборочной совокупности.

18. Математический, табличный, компьютерные методы формирования выборочной совокупности.

19. Расчет выборочной совокупности индивидуального социологического исследования студентов

20. Требования к анализу данных как составной части программы социологического исследования.

21. Проблема надежности, достоверности анализа социологической информации.

22. Обсуждение и анализ результатов авторских учебных социологических исследований студентов.

23. Особенности этнометодологической модели объяснения (рефлексивное использование “запаса знаний”, нормы как “достижения”, проблематичная возможность понимания, ситуативный характер социального порядка, принцип “и так далее”).

24. Анализ исследовательской интерпретативной практики: поддержание половой идентичности (“случай Агнес”, Г.Гарфинкель), процедуры анализа разговора (Х.Сакс).

25. Основные этапы, методы, приемы, проблемы интерпретации данных в социологическом исследовании. Умозаключения. Популярная индукция. Научная индукция Логические методы выявления причинно-следственной связи. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедукции. Простой категорический силлогизм. Сокращенный силлогизм (энтимема).

26. Основные методы и процедуры интерпретации результатов исследования студентов.

При подготовке рекомендуется использовать литературу из раздела 9 и/или другие источники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: