— восприятие целостного облика предмета;
— мысленное деление на основные части и выявление их признаков;
— пространственное соотнесение этих частей друг с другом (слева, справа, над, сверху);
— вычленение мелких деталей, выявление их признаков, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
— повторное целостное восприятие предмета.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которыми встречается ребенок в своей повседневной жизни. В связи с этим возникает вопрос о построении системы в соответствии с возможностями мыслительной деятельности детей, а не наличным уровнем мышления, так как если мы будем строить систему знаний, ориентируясь на наличный уровень мыслительных способностей ребенка, то овладение ею не даст заметных сдвигов в его умственном развитии.
|
|
Вопросы для обсуждения:
- Понятие об умственном развитии и умственном воспитании. Особенности умственного развития ребенка дошкольного возраста.
- Задачи умственного воспитания дошкольников.
- Содержание и условия сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Содержание и методика умственного воспитания дошкольников.
Задание для самостоятельной работы :
Подготовить и организовать с группой слушателей обследование предмета по алгоритму.
Литература:
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.
- Котырло В. К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. — 1991, № 2.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н.Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. — 1995, № 9.
- Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1988.
- Усова А. П. Обучение в детском саду. — М., 1981.
- Чиркова Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // Дошкольное воспитание. — 1999, № 9.
ТЕМА: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ